Научно-исследовательская работа «Своеобразие воплощения образа золотого цвета в произведениях русских писателей и поэтов x׀x и xx веков в аспекте реализаций народно-сказочных традиций.» Выполнила: ученица 8 класса Дронова Анастасия
Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство. Изучались цветообозначения многих русских поэтов. Наш исследовательский интерес особенно привлекает проза Александра Сергеевича Пушкина и Татьяны Толстой. Отдельных работ связанных с проблемой изучения образа золотого цвета в прозе этих поэтов, как нам известно, пока ещё нет, хотя их произведения дают богатейший и разнообразнейший материал для исследования. Актуальность темы является бесспорной потому, что данная работа даёт возможность не только определить особенности воплощения образа золотого цвета в произведениях Пушкина и Толстой, но также и углубить существующие представления об их мировоззрении, что важно для исследования личности и творчества поэтов в целом.
Рассмотреть своеобразие реализации образа(мотива) золотого цвета в сказках А.С. Пушкина и в рассказе Т. Толстой «На золотом крыльце сидели» в аспекте использования народно-сказочной традиции.
Раскрыть характер использования золотого цвета в народно-сказочной традиции, опираясь на исследования В.Я. Проппа Рассмотреть художественное воплощения образа золотого цвета в произведениях Пушкина и Толстой в аспекте использования народно-сказочных традиций.
Народные сказки, сказки А.С Пушкина и рассказ Т. Толстой Образ золотого цвета и его художественная реализация в русских волшебных сказках и произведениях Пушкина и Толстой
Методы и приёмы Описательный (проводится путем сплошной выборки лексических единиц со значением цвета); Метод компонентного (статического) анализа (метод лингвистического изучения смысла слов. Смысл слова можно описывать с помощью синонимов или же развернутых толкований.) Семантико-стилистический метод, который состоит в выяснении значения языкового средства с опорой на словари; Метод контекстуального анализа (тип исследования, при котором наряду с индивидуальными признаками явления учитываются признаки контекстов, к которым относится явление.)
Владимир Яковлевич Пропп «Золото фигурирует так часто, так ярко, в сказках, в таких разнообразных формах, что можно с полным правом назвать сказочное царство золотым царством»
Владимир Яковлевич Пропп Золотая окраска предметов, связанных со сказочным царством, есть окраска солнца. Народы, не знающие религии солнца, не знают золотой окраски волшебных предметов.
Чтобы лучше понять этот мотив, необходимо проследить представления о золотом цвете в науке, античности и самих сказках.
Психология Жёлтый цвет является ярким, стимулирующим цветом, он увеличивает концентрацию, улучшает память, организует, способствует корректному и быстрому принятию решений, помогает понять новые идеи и точки зрения других людей, цвет оптимизма. Способствует к желанию открытости, свободы, подвижности, общительности.
Мифология Чуваши полагают, что от желтухи хорошо помогают перья иволги (чув. Сар кайак — Жёлтая птица). В лесу разыскивают её гнездо, выбирают жёлтые перья, замачивают в воде, после чего этой водой моют тело больного.
Органические вещества жёлтого цвета Жёлтый цвет цветкам одуванчика, горечавки, лютика, подсолнуха и т.д. придают каротиноиды: флавоксантин (англ.), тараксантин и лютеин. Жёлтый цвет осенним листьям и зёрнам придают лютеин и ксантофилл, участвующий в фотосинтезе наряду с зелёным хлорофиллом. Жёлтый цвет яичному желтку придаёт тот же ксантофилл, а также оранжевые каротиноиды. Они содержатся в зёрнах растений, поедаемых птицей.
Оттенки желтого цвета
Золотой цвет Золотой цвет является цветом солнца, символом Божественных принципов, просвечивающих через явленное. Знак земного и небесного величия.
У египтян связан с богом солнца Ра.
В Индии золотой цвет означал истину.
В китайском алхимическом трактате «Секрет золотого цветка» золотой цветок -символ просветления.
Пушкин – центральная фигура русской культуры
Стихохимическая формула А.С. Пушкина
Золото олицетворяло счастье, богатство, чистоту и красоту. Пушкин заметил, что в народных сказках господствует золотой цвет, и отразил это в своих произведениях
«Сказка о царе Салтане» Пушкин использует золотой цвет и в описании города, которым правит князь Гвидон. Постройки сверкают золотом.
«Сказка о царе Салтане» «В колымагах золотых Пышный двор встречает их…» «Видит, весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате…»
В значении фантастического, нечеловеческого могущества, волшебства выступает золотой цвет, который относится к животным. Они способны либо помогать людям, либо вершить суд над ними «Петушок мой золотой Будет верный сторож твой…»
Золото в сказках А.С. Пушкина применяется в трех случаях
В ходе своей работы я узнала, что по насыщенности красками сказки Пушкина занимают одно из первых мест во всей русской литературе. Рассмотренные примеры говорят о популярности и многозначности золотого цвета. Он помогает лучше отразить мечты народа, его идеалы, веру в добрые силы.
Т.Н. Толстая в своих произведениях выступает как мастер и художник словесных полотен. Первый рассказ Т. Толстой «На золотом крыльце сидели…» был опубликован в журнале «Аврора» в 1983. В нём очень часто встречается золотой цвет.
Всё, что связано с золотым, приобретает в рассказе положительный характер «Вначале был сад. Детство было садом. Без конца и края, без границ и заборов, в шуме и шелесте, золотой на солнце, светло-зеленый в тени….»-признак радости и грядущего счастья
«Золотые столбы рам», «негры в золотых юбках», «…а в ней, за золотым столиком - золотой Кавалер в кафтане, с золотым бутербродом в руке. А рядом золотая Дама с кубком…», «…улыбка Джоконды на золотом лице Маргариты…»-золотой цвет, который присутствует в этих фразах, придаёт рассказу особое, волшебное настроение
Используя в рассказе «На золотом крыльце сидели» золотой цвет, Т.Н. Толстая хотела передать читателю радость, добиться того, чтобы люди представили себе образ, который она хотела донести до них, более ярко и точно.
Содержание золотого цвета в сказке А.С. Пушкина «Золотой петушок» и рассказе Т.Н. Толстой «На золотом крыльце сидели»
Согласно гипотезе В. Я. Проппа, золотая окраска есть печать иного царства, он доказывал это на материале волшебных сказок. Таким образом, сказочные диковинки — золотые дворцы, пояса, короны, туфли — и желание обладать ими объясняются стремлением к обладанию атрибутами-посредниками между людьми и священным миром, что обеспечивает долголетие, бессмертие и т. д. (золотые яблоки, золотая рыбка и проч.). Это передаёт читателю волшебное настроение, которым пропитаны произведения. Подробное изучение художественного произведения в аспекте цвета способствует более глубокому пониманию его особенностей, творчества писателя в целом и его мировоззрения.
Спасибо за внимание!