Символика цвета в русской иконе, влияние иконописной традиции на литературу.
Волошин Максимилиан Александрович 1877-1932Писатель, художник, критик, переводчик. «Великий, мудрый и добрый человек»А. М. Цветаева
Золотой цветОбозначает цвет Божественной жизни. Символически связан с идеей очищения страданием. Фрагмент иконы «Спас на престоле»
АссистВоздушная эфирная плёнка золотых лучей, исходящих от божестваФрагмент иконы «Преображение»
Белый цвет Знак существования небесной силы, символ жизни, побеждающей смерть и зло. Символ источника жизни или Бога, нравственной чистоты.Фрагмент иконы «Отечество»
Красный цветСимволизирует кровь, пролитую христианскими мучениками, символ кровоточащих ран Христа. Божественное и царское достоинство.Фрагмент иконы «Борис и Глеб»
Синий цветНапоминает о бесконечности. Его связывали с небом и Христом. Синий цвет обозначает вечную молодость, указывает на созерцательную жизнь отшельников и монахов.Фрагмент иконы «Преображение»
Зелёный цветСимвол жизни, возрождения юности, знак надежды. Возможно незрелости христианской верыФрагмент иконы «Святой Георгий»
Фиолетовый цветСвязан с понятиями скромность, симпатия, страдание.Символ воскресения и вечной жизни.Фрагмент иконы «Покров Богоматери»
Черный цветЗнак противоположного Богу светоносного. Символ страданий, страха, греховной совести человека. Фрагмент иконы «Распятие»
М. Волошин Статья «Чему учат иконы?»
«Мастер акварели и поэт органически были слиты в Волошине и резко определяли его творческое своеобразие» В. Рождественский
Старинным золотом и желчью напиталВечерний свет холмы. Зардели, красны, буры, Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.В огне кустарники, и воды, как металл.А груды валунов и глыбы голых скалВ размытых впадинах загадочны и хмуры.В крылатых сумерках – намёки и фигуры…Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал,Вот холм сомнительный… М. Волошин
Старинным золотом и желчью напиталВечерний свет холмы. Зардели, красны, буры, Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.В огне кустарники, и воды, как металл. М. Волошин
Старинным золотом и желчью напиталВечерний свет холмы. Зардели, красны, буры, Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.В огне кустарники, и воды, как металл.А груды валунов и глыбы голых скалВ размытых впадинах загадочны и хмуры.В крылатых сумерках – намёки и фигуры…Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал,Вот холм сомнительный… М. Волошин
Дубы нерослые подъемлют облак крон,Таятся в толще скал теснины, ниши, гроты.И дождь, и ветр, и зной следы глухой работыНа камни врезали. Источен горный склон,Расцвечен лишаем и мохом обрамлён,И стены высятся, как древние киоты;Здесь чернь и киноварь, там – пятна позолотыИ лики стёртые неведомых икон… М. Волошин
Символика цвета в русской иконе, влияние иконописной традиции на литературу.