Русский портрет XVIIIвекаФедор Степанович Рокотов Владимир Лукич Боровиковский Иван Петрович Аргунов
Федор Степанович РокотовФ.С.Рокотов (1735-1808гг) - один из лучших мастеров русского портрета века Просвещения. Выходец из семьи крепостных. Учился в петербургской Академии художеств. Жил в Петербурге, с 1765 — в Москве, где имел частную школу.
«Портрет А.П.Струйской» создан Федором Степановичем Рокотовым в 1772 году.
Н.А.Заболоцкий, наш современник, был так очарован созданным Рокотовым портретом, что посвятил ему стихотворение. Портрет.Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметы Переносить на полотно.Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас,С портрета Рокотова сноваСмотрела Струйская на нас?Ее глаза, как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза – как два обманаПокрыты мглою неудач Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.Когда потемки наступаютИ приближается гроза,Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
Владимир Лукич БоровиковскийБоровиковский Владимир Лукич (1757-1825) создал множество великолепных портретов. Был военным, вышел в отставку, чтобы посвятить себя искусству. Первоначальные навыки получил у отца и деда, занимающихся иконописью. В дальнейшем учился у знаменитых живописцев своего времени
«Портрет Лопухиной» (1797)- одна из наиболее одухотворенных работ Боровиковского. В этом портрете он воплотил представления своего времени о женской прелести, но недолговечной (умерла в 22 года).
Поэт Я.П.Полонский так написал о портрете.Она давно прошла – и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье – тень любви, и мысли – тень печали…Но красоту ее Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела;И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить – страдать – прощать – молчать…
Иван Петрович АргуновИван Петрович Аргунов (1729-1802) – крепостной графа Шереметева, один из создателей камерного портрета в России.
Видное место в его творчестве занимает «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784).Искусствоведы до сих пор спорят о социальном положении неизвестной женщины. Возможно, она была из народа – дворовая горничная или кормилица,, возможно, это светская женщина, одетая по моде тех лет в крестьянскую одежду.
Этот портрет находит отклик в произведении «Барышня-крестьянка». Главная героиня, готовясь к встрече с Алексеем Берестовым, решает переодеться крестьянкой. Эпиграф к повести звучит так:«Во всех ты, Душенька, нарядах хороша:По образу ль какой царицы ты одета,Пастушкою ль сидишь ты возле шалаша, Во всех ты чудо света.»