Русская культура Серебряного века МУЗЫКА
В музыкальной жизни начала XX века продолжали свою деятельность общепризнанные мастера: Н.А.Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок») А.К.Глазунов (балеты «Раймонда», «Времена года»
Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поисков новых форм был характерен и для русской музыки конца ХIХ- начала ХХ в.
В известной степени эти поиски обогащали музыкальную культуру, во всяком случае, когда их вели такие великолепные мастера, как: А.Н. Скрябин С.В Рахманинов И.В. Стравинский
Александр Николаевич Скрябин (1871-1915) Музыка Скрябина очень своеобразна. Форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.
В музыке Скрябина отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения композиторской техники его музыка близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов. Эти мотивы выражают у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки, но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971) Игорь Стравинский - легендарная фигура в музыке XX века. За долгую жизнь этому композитору удалось использовать все достижения современной авангардной музыки. Русская народная песня, богатство ее ритмико-мелодической структуры были для Стравинского источником создания собственной мелодики фольклорного типа.
Стравинский никогда не был просто эпигоном каких-либо стилей. Напротив, любая стилистическая модель преображалась им в исключительно индивидуальное творение. Стравинский утверждал, что его музыка словно развивается сама по себе, но все же и в ней содержатся идеи, доступные всеобщему восприятию.
На сцене театра, организованного С.И.Мамонтовым, прославился Ф.И.Шаляпин. Сочетая вокальные данные с талантом актёра, он создал реалистические образы, ставшие образцами мирового оперного искусства.
В начале ХХ в. русская музыка становится все более заметным явлением мировой культуры. Немалую роль в популяризации творчества отечественных композиторов, мастеров балетного и оперного искусства, художников сыграли так называемые Русские сезоны за границей, организованные в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С.П. Дягилевым.
Левандовский А.А. История России, XX- начало XXI. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение , 2008. http://muslib.ru/pb/71/715699/korsakov_493443.jpg http://www.specialradio.ru/p&d/viewimage.php?file=13 http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/74/958/74958949_60039273137226.jpg http://www.nasledie-iljina.srcc.msu.ru/NIVC-site%20Iljina-ZHIZNEOPISANIE/foto-Zhizn-Kratkij%20ocherk-21-10-2010/36-Rahmaninov-315x http://pvillarroel.free.fr/images/musicos/stravinsky.gif400.jpg http://rus.ruvr.ru/data/112/081/1235/Shaljapin_Fedor.jpg http://www.perm.ru/pics/1116170797.jpg Использованная литература