Русская культура Серебряного века «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Вопросы: Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу серебряного века?Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
Хроника событий эпохи: 1890 – начало эпохи экономического роста, реформы Витте.1894 – начало царствования Николая II.С 1902 – массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических.1903 – второй съезд РСДРП.1904 – 1905 – русско-японская война.1905 – 1907 – первая русская революция.1906 – создание I Государственной Думы; - аграрная реформа Столыпина;1914 – начало Первой мировой войны;1917 – Февральская революция; свержение самодержавия; - Октябрьская революция
Научные открытиярубежа вековПервый радиоприемник А.С.Попова. 1895 г. Альберт Эйнштейн
Кризис веры в познаваемость мира
Фридрих Ницше
В. Маяковский. Окна сатиры. РОСТА. фрагмент
М.Врубель «Демон поверженный»
В. Борисов – Мусатов «Призраки»
К. Петров-Водкин «Купание красного коня»
поэты Серебряного века
Символизм (греч.symbolon – знак, символ) – направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени Поэтика намека и иносказания;Эстетизация смерти как бытийного начала;Знаковое наполнение обыденных слов;Апология мига, мимолетности, в которых отражается Вечность.Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;Отношение к слову как к многосмысленному посланию, как к семантически труднопередаваемой вести, как к шифру некоей духовной тайнописи;Глубокий историзм, с позиции которого видятся и события современности;Изысканная образность, музыкальность и легкость слога.
Акмеизм(греч. Acme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, «радостного любования бытием»;Стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование «прекрасной ясности»(«кларизма»);Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;Поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.
Футуризм (лат. Futurum - будущее) Культ техники, индустриальных городов;Отрицание гармонии как принципа искусства;Словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника;Пафос эпатажа.