Православный храм IV часть
Иконостас
Согласно церковной истории первая преграда появилась в IV веке. Св. Василии Великий, немало потрудившийся над составлением чина литургии, по словам его жизнеописателя, был наделен особым даром: когда он приступал к главному литургическому таинству - превращению хлеба и вина в тело и кровь Христовы, - с неба спускался Святой Дух и колебал висящего над престолом золоченого голубя. Но однажды голубь остался недвижим. Василий взглянул вокруг и заметил, что прислуживавший ему диакон засмотрелся на красивую прихожанку. Вот тогда, чтобы оградить клир от соблазнов, святитель и распорядился установить преграду между алтарем и средней частью.
Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон».В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами.
Иконостас символизирует образ Небесной Церкви во главе с Иисусом Христом. Иконостас обращён иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время Богослужений верующие как бы стоят лицом к лицу с небожителями, таинственно присутствующими в образах иконостаса.
Традиционный русский иконостас имеет 4 или 5 рядов.
Иконостас достаточно легко научиться понимать, если знать, по какому принципу располагаются в иконостасе иконы.
Первый ряд – это иконы, называемые «местные».Прежде всего, это главные иконы иконостаса: иконы Спасителя и Божией Матери. Они всегда располагаются по бокам царских врат.Далее, к ряду местных икон относится икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм. Это может быть икона Святой Троицы (если Троицкий храм), икона Успения Богоматери (если Успенский храм)… Далее, это иконы Архангелов на боковых дверях иконостаса (из этих дверей выходят священнослужители во время службы).К местным иконам также относятся иконы почитаемых святых
Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейном поклонении. Иконостас Казанского собора на Красной площади в Москве
Второй ряд иконостаса: Деисусный чин - вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки; центральные фигуры — Давид, Соломон, Даниил.
Третий ряд иконостаса: праздничный, появляется с XIV в. ( в XVII-XVIII вв. он помещался под деисисом. В этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», годовой литургический круг).
Третий ряд: Двунадесятые праздники, то есть 12 самых главных праздников Православной Церкви. Эти иконы часто делаются небольшого размера ( в данном храме праздники являются 2 рядом) . Второй и третий ряды могут меняться порядком.
А на этой фотографии вторым рядом, как и положено, сделан Деисусный чин. Казанский собор на Красной площади в Москве
Четвертый ряд: пророки. Моление церкви за весь мир. Пятый ряд: праотцы, среди которых, конечно, самые древние - Адам и Ева. После этого традиционный русский иконостас имеет завершение в виде иконы Распятия. Вместо иконы может помещаться Крест, тоже указывающий на Искупительную Смерть Спасителя.
В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон: Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов. Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа. Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.
Но храм может иметь иконостас и с меньшим количеством рядов. Собственно, обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери (из первого ряда), а остальные иконы устанавливаются по возможности. На фотографии – иконостас Воскресенского собора Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга.Мы видим, что, кроме «местных» икон первого ряда, здесь есть второй ряд – Деисусный чин. Больше икон нет. Венчает иконостас крест (как и положено), но на фотографии он не виден.
На фотографии – лаконичный иконостас храма святого Великомученика Пантелеимона при Обществе православных врачей Санкт-Петербурга.
На фотографии – иконостас Собора в честь Владимирской иконы Божией Матери, иконостас в стиле барокко.
Иконостас уже не в стиле барокко, а в стиле псевдоклассицизма (Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербурга), первая половина 19-го века.
Резной иконостас небольшой деревянной церкви в Санкт-Петербурге. Мы видим, что здесь соблюден минимум: «местные» иконы и минимальный Деисусный чин.
Апофеоз пышности в стиле барокко. Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Строгановская) в Нижнем Новгороде.От богатства отделки этой церкви перехватывает дух. Хотя мы понимаем, что многое из убранства не соответствует традициям и духу Православной Церкви.
Вот как выглядит «местная» икона Божией Матери в иконостасе Никольского собора Санкт-Петербурга
А это – царские врата иконостаса Никольского собора. Изумительная работа, но акцент сделан явно не на иконах.
Мы в украинском храме 18-го века. Церковь эта действует и поныне. В общем, иконостас сделан в традиционном стиле, лишь иконы написаны в характерной украинской манере.
Тоже старинная украинская церквушка и иконостас, созданный не позже 18-го века.
Спасибо за внимание!