Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись
А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни.
Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Борис Кустодиев. Осень. 1915Камиль ПиссароФруктовый сад в ПонтуазеИван Шишкин Лесные дали
Благодаря произведениям искусства — литературным, музыкальным, живописным — природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Михаил ВрубельСирень. 1900Борис КустодиевЗима. 1916Иван АйвазовскийБуря на Северном море. 1865
Все в тающей дымке:Холмы, перелески.Здесь краски не яркиИ звуки не резки.Здесь медленны реки,Туманны озера,И все ускользаетОт беглого взора.Здесь мало увидеть,Здесь нужно всмотреться,Чтоб ясной любовьюНаполнилось сердце.Здесь мало услышать,Здесь вслушаться нужно,Чтоб в душу созвучьяНахлынули дружно.Чтоб вдруг отразилиПрозрачные водыВсю прелесть застенчивойРусской природы.Н. Рыленков Прочитайте вслух стихотворение.Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этом произведении.
Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и другие открыли красоту родной земли.А. Саврасов. Грачи прилетели.И. Левитан. Озеро. Русь
К. Моне. Реймский собор на восходе солнцаК. Моне. Вестминстерское аббатствоВ XX в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression — впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.
Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях.Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок,мелодическое эхо, они растворяются в водесвоими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутыхберезок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов,всем им противопоставлен высокий стволсосны и густая зелень ели.М. Алпатов о картине И. Левитана. Весна. Большая вода
И. Левитан.Над вечным покоем.Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?П. Чайковский
• Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П.Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?• Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?• Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.
Домашнее задание.Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуйте свой выбор художественных произведений. ИЛИПодберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.
Спасибо за внимание!ЦОР разработалаФедорова А.С.учитель музыкимоу сош № 44имени народного учителя СССРЛавровой Г.Д.Нижний Тагил2010
Список литературы. http://www.tereks.com/albums/vrubel.htmhttp://allday.ru/2008/05/05/russkie_khudozhniki__pejjzazhi.htmlhttp://www.tanais.info/art/pic/levitan54.htmlhttp://allday.ru/index.php?newsid=19272Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8—9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010.