Парни из деревни на портрете
Простой мужик — на парадном портрете. Художники дали возможность спустя века увидеть представителей мужского рода России такими, какими они были по своей сути. Портрет мужика - Илья Репин.
Иван Крамской Портрет крестьянина. 1868 Несмотря на то, что Крамской был портретистом интеллигентного слоя русского общества и рисовал самых популярных и уважаемых на тот момент деятелей вплоть до императора, в свою галерею «лучших людей» он включил и этого крестьянина. Художник, разглядев в нем самобытность и силу личности, исполнил его портрет с торжественностью, свойственной парадным портретам «великих людей». Его «Крестьянин» — это своего рода исследовательская практика: желание понять — из каких первоэлементов складывается национальный характер, национальная психология.
Николай Ярошенко Крестьянин. 1879 Ярошенко – военный по образованию и по службе, горячо любил искусство, особенно пафосно-трагическую его сторону. Вступив в 1878 г. в число членов товарищества передвижных художественных выставок, выставлялся с жанровыми картинами. В крестьянских лицах он всегда мог найти то, что искал для вдохновения — чистую эмоцию, реалистичность, строгость, глубину и историю простого человека. На картинах его герои попадают в самые жесткие жизненные ситуации — от тюрьмы до похорон, — и понятно становится, что только сильный и смиренный крестьянин может пережить то, что хочет показать Ярошенко.
Виктор Васнецов Изображенный здесь крестьянин Иван Петров Владимирской губернии послужил прообразом Ильи Муромца, героя легендарной картины Богатыри. Васнецов сделал этот этюд в 1883 году, а самих богатырей закончил в 1898 году. «Портрет крестьянина И. Петрова». 1883
Репин немало прожил в деревне и хорошо представлял и деревенскую жизнь, и деревенские нравы. Поэтому на этюде, в котором он работал над головой сельского старосты, художник изобразил человека открытого, с крутым нравом, непримиримого и жесткого. У него строгий пронзительный взгляд из-под насупленных бровей, приподнятая вверх голова, узкие поджатые губы, прячущиеся под пышными усами. Это еще нестарый человек – об этом говорят его каштановые пышные волосы без седины, подбородок выбрит. Лицо с грубой кожей сурово, оно заострено и покрыто морщинами, как у тех, кто работает в поле. Илья Репин Голова крестьянина. 1882
Филипп Малявин Портрет бородатого мужчины в тулупе Даже изображая крестьян, Малявин уходит от конкретных образов ко всё более собирательным: предметная определённость в его картинах сменяется свободной, почти самодовлеющей игрой красочных пятен. Он добивается завораживающей насыщенности цвета, призванной воплотить стихийную мощь народных типов, передать многообразную шкалу чувств ‒ от безудержного веселья до мрачной сосредоточенности.
Зинаида Серебрякова Многие персонажи произведений Зинаиды Серебряковой обнаруживают внешнее сходство с автором: тот же миндалевидный разрез глаз, удлинённые пальцы рук, пластическая выразительность движений. З. Серебрякова. Автопортрет Портрет крестьянина И.Д. Голубева. 1914
Казимир Малевич Голова крестьянина. 1932 В 1920-х гг. Малевич вернулся от художественных проповедей снова к живописи. Готовясь к обзорной выставке своего творчества, которая прошла в Третьяковской галерее в 1929 году, художник занялся идеализацией и «логизацией» собственного творческого пути. В это время он создал ряд новых картин, которые датировал 1910-ми годами. И — неожиданно набрел на новые «крестьянские» образы, кардинально отличавшиеся от его «уютных» крестьян первой крестьянской серии. Одно из лучших полотен этого ряда — картина «Голова крестьянина»
Спасибо за внимание!