Натюрморт в импрессионистической манере
В середине 60-х годов XIX века в Париже, в дешёвом кафе Гербуа у заставы Клиши, собиралась компания молодых художников. Все они были бедны, талантливы, и не слишком известны , но больше всего их объединял взгляд на мир; они умели смотреть…краем глаза. Если приноровиться смотреть краем глаза, окажется, что вокруг нет ни одной чёткой формы или прямой линии.Боковое зрение способно менять цвета с привычных в непривычные. Земля может показаться фиолетовой,.Художники «собирали» свои картины из отдельных мазков, которые накладывали друг за другом, искусно подбирая тона.
Впечатление В 1874 году художникииз кафе устроили свою первую совестную выставку. Клод Монэ, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Берта Меризо, Поль Сезанн, Альфред Сислей, Эдгар Дега. С ними выставлялись и другие живописцы – всего набралось около тридцати человек.Публика осталась недовольна. А критики прозвали этих странных художников импрессионистами – от французского «impression»? То есть «впечатление». НО живописцы ничуть не обиделись, а приняли это прозвище.
Импрессионизм в России В России импрессионизма как самостоятельного течения в живописи, или школы, не было. Объяснение этому – постоянный интерес русских живописцев к проблемам философским, религиозно-нравственным и социальным, что и сделало невозможным утверждение в русском изобразительном искусстве одного из основополагающих принципов импрессионизма – «бессодержательности», безыдейности. Однако те формальные проблемы, которые решали теоретически и на практике французские импрессионисты, были актуальны и в России. Художники, принадлежащие к младшему поколению «передвижников» (И. Левитан, В. Серов, К. Коровин), обратились к традициям живописного импрессионизма, так как ставили перед собой цель передать в живописи свое непосредственное, эмоционально насыщенное восприятие жизни. Изменения коснулись, в первую очередь, пейзажной живописи: появился так называемый «пейзаж настроения», отличающийся от чисто импрессионистического тем, что в нем ясно выражена лирико-поэтическая тенденция. К такому типу пейзажей относят работы И. С. Остроухова, С. И. Святославского, раннего В. Серова, К. Коровина.
Грабарь. Яблоки на синей скатерти Несмотря на постепенное утверждение в русской живописи «декоративной» тенденции, импрессионизм продолжал играть определенную роль в развитии русского изобразительного искусства. Многие мастера прошли «школу» импрессионизма и овладели ее приемами. Импрессионизм оказал воздействие и на «рационалиста» И. Грабаря, занятого поисками «объективного» метода в живописи. Но его импрессионизм интересовал как «теория», как определенная система живописных приемов и средств. Уже в раннем творчестве Грабаря проявились «предметность» в восприятии натуры, рационально-конструктивный подход к изображению, что и привело со временем к преобразованию импрессионистической системы в дивизионистическую, и в конце концов – к полному отказу от импрессионизма.
Коровин Натюрморт с синей вазой Коровин Гвоздики и фиалки в белой вазе
Коровин На берегу моря
Коровин Натюрморт с омаром Коровин Натюрморт с рыбой
Ван Гог Натюрморт с соломенной шляпой Ван Гог Натюрморт с Башмаками
Борисов-Мусатов Агава
Гоген. Натюрморт с фруктами