Музыка в эпоху Перта I
Среди всего многообразия мнений и суждений о Петре I, эта сторона его многогранной натуры неизбалована вниманием. Обыкновенное мнение таково, что император, будучи человеком деятельным и нето, чтобы вовсе загрубевшим, но довольно далёким от изящного, чуждым всякой сентиментальности, нелюбящим пышной праздности (Точное известие) и неизменно погруженным в каждодневные заботы облагоустройстве государства, к музыке относился, попросту говоря, без малейшего интереса. Обсудимвопрос детальней.Начиная рассказ о его музыкальных увлечениях, заметить следует, что Пётр I, ознакомившись с бытомсначала московского Кукуя (Куракин), а затем и просвещённой Европы во время путешествия с Великимпосольством в 1697—1698 гг. (Богословский) полюбил и всячески поощрял «людскость», предоставляянемало удивлённому своему приближению многочисленные и живописные примеры собственного весьмаактивного участия в публичной жизни общества. Примеры, требовавшие от лояльных подданных самогоактивного им подражания.Он с охотой «танцовал» на балах (Берхгольц, Краткое описание), бывал на уличных увеселениях, которыечасто сам же и инициировал, посещал приёмы в знатных и вовсе незнатных домах (Брюс). И, в целом, проявлял самый живой интерес к любым общественным увеселениям, очевидно, много больший, чем ктолибо в последующей генерации царской фамилии. Подобных случаев не счесть. Здесь же сориентируемсяна одном только лишь персональном участии царя в музицировании и его личных музыкальныхпредпочтениях.
Среди прочего, первую очередь, подчеркнем интерес Петра I к православному пению (Брюс). При всемтом, что он предпринял ряд шагов направленных на ослабление власти церкви и влияния её на государство, и, более того, относился к старинным обрядам без должного почтения (Вебер), ему, видимо, нравился сампроцесс церковных служб, в которых царь неоднократно принимал участие в качестве певчего. Можноупомянуть такие случаи, относящиеся к 14 и 15 августа 1701 г. в Соловецком монастыре (Финдейзен), празднованию Нового 1710 года в Москве (Юль), в Петербурге 26 апреля 1710 г. (Юль), 16 и 20 марта 1720 г. (Ливанова), в 1723 г. (Берхгольц) Он находился в числе певчих 30 августа 1724 г., участвуя в торжественнойпроцессии переноса мощей святого Александра Невского в петербургский монастырь имени этого святого(Берхгольц). На службах в Петергофе, который он любил посещать в летнее время «во время литургии имелобыкновение читать апостол…» (Гейрот).
Нотной грамоте он был обучен и мог петь как по нотам (Финдейзен), так и наизусть, поскольку был хорошознаком с обиходным репертуаром «часы и обедню царь знает как Отче Наш» (Юль). Иногда он дажепробовал выполнять функции регента, и, становясь в ряды певчих,«сам принимал на себя управление иххором» (Бассевич), как было в 1716 году в Данциге на венчании племянницы его царевны Екатерины игерцога Мекленбургского КарлаЛеопольда: «Во время церемонии, продолжавшейся два часа царь Петр, посвоему обыкновенно, часто переходил с одного места на другое и сам указывал певчим в псалтыре, чтонадлежало петь» (Эйхгольц).
Особенно ярко, с точки зрения его музыкальных способностей, император проявил себя как военныймузыкант-барабанщик. Барабан имелся среди его ещё детских игрушек (Погодин). В юности царь оченьхорошо освоил этот инструмент и начал свою службу в потешных войсках с низшей должности — солдата барабанщика (Берхгольц, Вебер, Нартов, Описание Санктпетербурга, Рассказы, Точное известие, Фоккеродт), отчасти для того, чтобы самим этим фактом пробудить уважение знати к воинской службе и квоенным чинам, даже самым незначительным, и, очевидно, в связи с личным пристрастием ко всей шумной иблестящей воинской атрибутике, в том числе — к военной музыке (Нартов, Перри, Фоккеродт).[6] К своим обязанностям барабанщика царь относился очень серьёзно: «Не должно, впрочем, думать, чтобысие определение Царя в роту барабанщиком было только одна личина для ослепления народа, иливозбуждения, чрез пример, к последованию; Государь, в самом деле, отправлял в полном смысле своюслужбу: он носил барабанщичий мундир, и находился всегда на своем месте при всех учениях…» (Виллиамс)
Недостаточное внимание к музыкальному театру подчеркивает Вебер, записывая, что в комедиях и в оперецарь «мало находит удовольствия», хотя при этом им «заведены оперы и комедии и изысканы денежные наних средства». Показателен инцидент, произошедший с царем в Парижской опере в 1717 г. Как отмечают очевидцы-французы Петр I «посетил оперу и комедию нашу, более из любопытства, чем по склонности кразвлечению…» (Дюнайе) Или по версии другого свидетеля: «…регент заехал за ним и повез его в Оперу… Всередине представления Царь спросил пива… В четвёртом действии он уехал из Оперы ужинать» (Ришелье). Этот факт отмечен также и в «Журнале путешествия» Петра, составленном одним из служащих царя: «…ЕгоВеличество отправился в театр, в Королевскую ложу. Давали Оперу Гипермнестру… Когда поднялся занавес, Царь удивился много великолепию театра, перемене декораций и танцам девицы Прево. — Государьвыкушал несколько стаканов пива… — В четвёртом действии он ушел…» (Журнал путешествия).
Подчеркнем также, что в его библиотеке имелось более ста «театральных книг» (Беляев). Впрочем, интересовался ли он ими когда-либо или нет, сказать сложно. Но, все же, зная живую и деятельную натуруПетра, трудно представить его завзятым театралом, посвящавшим долгое время тому, в чём он сам непринимал бы самого активного участия.
В историческом плане, конечно, более важен не столько факт личного музицирования царя, но скорее рольпроводимых им реформ, которые стимулировали развитие русской музыкальной культуры Нового времени, то есть его деятельность в качестве администратора, наделенного самой высокой властью. Поэтому, рассказывая о музыкальных вкусах императора, невозможно оставить в стороне это обстоятельство, темболее что его административную деятельность, очень трудно отделить от его личных пристрастий. Даже непытаясь представить исчерпывающее мнение на этот счет, лишь вкратце укажем на отдельные важныемоменты, отнюдь не лишние в понимании его индивидуальности: