Мусоргский М.П Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – русскийкомпозитор, автор знаменитых опер на темы русской истории родился 9 марта 1839 года в Псковской гу-бернии.Музыкальный кружок Балакирева оказал огромноевлияние на артистическое развитие Мусоргского,выяснив ему его настоящее призвание и заставив обратить более серьёзное внимание на музыкаль-ные занятия. Под руководством Балакирева Му-соргский читал оркестровые партитуры, знакомилсяс анализом музыкальных произведений и критичес-кой их оценкой.Известность Мусоргскому доставила опера "БорисГодунов", поставленная на сцене Мариинского те-атра в Санкт-Петербурге в 1874 г. И признанная внекоторых музыкальных кружках произведениемобразцовым.
Гартман В.А. С февраля по март 1874 г. в Императорской акаде-мии художеств была проведена посмертная выстав-ка из около 400 работ архитектора и дизайнера Вла-димира Александровича Гартмана, созданных за 15 лет рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий.Посещение Мусоргским выставки послужило толч-ком к созданиюмузыкальной "прогулки" по вообра-жаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоми-нают увиденные произведения; в основном же пье-сы стали результатом свободного полёта пробуж-дённой фантазии композитора.За основу "выставки“ Мусоргский взял "заграничные" рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику.
Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже через ме-сяц некоторые "картинки" из будущего цикла импровизировались автором.Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года.Мусоргский поставил на рукописи слова "К печати", однако при его жизни "Картинки" не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в сре-де "Могучей кучки".Признание широкой публики пришло лишь после того, как известный фран-цузский композитор Марис Равель создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись.
Мусоргский, по отзывам современников, был пре-красным пианистом, буквально завораживал слуша-телей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако инструментальной музыки он сочи-нял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Оперное мышление проникло и в "Картинки",и они воспринимаются как музыкальный "театр од-ного актёра".Автор давал названия пьесам на том или ином язы-ке в зависимости от тематики; для каждой пьесы су-ществуют также и устоявшиеся русские названия.Остановимся теперь немного подробнее на некото-рых пьесах Мусоргского.
Прогулка Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голо-сом ("запевалой") и подхватывается "хором".В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходяще-го от картины к картине. Гном На эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцыдля колки орехов ("щелкунчик") в виде карлика на кривых ножках. Изначальнонеподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает.Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодииужимки крадущегося гнома, слушатель "наблюдает", как он перебегает с мес-та на место и замирает.
Старый замок Пьеса основана на акварелиГартмана, нарисованной, ког-да он изучал архитектуру в Италии.Рисунок изображал старин-ный замок, на фоне которогобыл нарисован трубадур.У Мусоргского звучит краси-вая протяжная меланхолич-ная мелодия.
Тюильрийский садСсора детей после игры На рисунке была изображенааллея сада парижского двор-ца Тюильри "со множествомдетей и нянек". Эта короткаяпьеса совершенно отличает-ся по характеру от предыду-щей.Звучит солнечная мелодия,ритм которой напоминает дет-ские считалки и дразнилки.
Балет невылупившихся птенцов Прототипом пьесы послужилиэскизы Гартмана к костюмамдля балета.Сочетание несерьёзной темысо строгим следованием клас-сической форме создаёт до-полнительный комическийэффект.
Лимож. РынокБольшая новость Рисунок Гартмана, если онбыл, не сохранился. Извест-но, что Гартман жил в Лимо-же и изучал архитектуру мест-ного собора, но в каталогевыставки картина с похожимсюжетом не значится.
Избушка на курьих ножкахБаба-Яга У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках.Однако фантазия Мусоргского изобразила совер-шенно другое - мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину "нечистой силы".
Богатырские воротаВ стольном городе во Киеве Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному про-екту киевских городских ворот. Проект Гартмана, поданный на конкурс, был сделан в древнерусском стиле - глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столи-цы. Однако впоследствии конкурс был отменён, и удачный проект реализо-ван не был.Пьеса, созданная воображением Му-соргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимает-ся как мощный оперный финал.
Спасибоза внимание