Михаил Александрович Врубель«Демон сидящий»1890 г. ГТГ
Михаил Александрович Врубель«Демон сидящий»1890 г. ГТГЭтот образ, во многом навеянный поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма, был выдуман Врубелем ещё во время работы в Киеве. Удивительно – занятия иконописью подвигли художника на разработку богоборческого сюжета. Переселившись в Москву, Врубель обосновался в доме Саввы Мамонтова и вплотную занялся картиной. Мамонтов предоставил ему для этого собственную студию. Своё отношение к тому, что он пишет, художник выразил в одном из писем к отцу: «Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный…»В эту картину был влюблён Александр Блок, назвавший её «символом нашего времени». Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный – Ни день, ни ночь,Ни мрак,Ни свет.
Михаил Александрович Врубель«Демон сидящий»1890 г. ГТГВрубель в пору создания своего шедевра написал своей сестре: «Поиски мои – исключительно в области техники. Остальное всё сделано до меня, только выбирай». Разумеется, мысль свою в этих словах художник намеренно афористически заостряет.«Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный, при этом дух властный, величавый»М.А. ВрубельНо, в сущности ,в словах письма он отмечает одну из немаловажных тенденций современной живописи – её обращение к литературе и,таким образом, её своеобразную«интерпритационность»
Михаил Александрович Врубель«Демон сидящий»1890 г. ГТГГолова ДемонаГолова Демона срезана крем холста, и в этом проявилась самостоятельная жизнь созданного Врубелем образа. Герой, поначалу вполне умещается в плоскости картины, по мере продолжения работы вдруг стал вырастать в размерах. Врубель собственноручно надшивал холст, но , в конце концов, не справившись со своеволием «ожившего Демона, предоставил ему полную свободу.
Михаил Александрович Врубель«Демон сидящий»1890 г. ГТГКонтрастыКолористическое решение этой работы построено на цветовых контрастах:преобладающий ( и это - совершенно определённый идеологический ход!) холодный лиловый цвет борется с «эпизодическим» оранжево-золотистым.Борется и побеждает.
Михаил Александрович Врубель«Демон сидящий»1890 г. ГТГцветыТак, как Врубель написал своего «Демона « в его время никто из его соотечественников (да, и пожалуй, вообще современников) не писал. Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отграненных драгоценных камней.
Михаил Александрович Врубель«Демон сидящий»1890 г. ГТГРукиВ образе «Демона» сошлись противоречия, соединись в нечто глубоко трагическое : с одной стороны, красота, ум, величие, мощь, а с другой – бессилие, беспомощность, страшная тоска (взгляните на безнадежно сцепленные его руки), которую А. Блок называл Скукой.«Юношей в забытье «Скуки» » виделся ему врубелевкий герой.
Михаил Александрович Врубель«Демон сидящий»1890 г. ГТГтелоМанера, в которой исполнено тело «Демона» , была абсолютно новаторской. По собственному определению художника , он «землями катал» это тело, всё составленное будто из металлических прутьев.
Михаил Александрович Врубель«Демон сидящий»1890 г. ГТГНеподвижность Фон, на котором изображён Демон (только он здесь реалистичен), фантастичен, неподвижен и декоративен – Врубель как бы подчёркивает его театральность. Эта окаменелость перекликается с опустошённостью Души (именно так – с заглавной буквы), символом которой выступает главный герой. Врубель, если верить некоторым воспоминаниям, не однажды напоминал своим собеседникам, что «демон» по-гречески обозначает «душу».
Михаил Александрович Врубель«Демон сидящий» 1890 г. ГТГ