...И вот самаидетволшебница-зима...Урок художественного описания зимнего пейзажа Урок развития речи в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.БелгородаЗахаровой Л.Н
Цель Учить учащихся писать сочинение-описание в художественном стилеУметь использовать в сочинении выразительные речевые средства: эпитеты, метафору, сравненияПродолжить развитие навыков письменной речи учащихсяВоспитывать у учеников умение видеть красоту родной природыВызвать чувство восхищения зимним пейзажем
Здравствуй, в белом сарафанеИз серебряной парчи.На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи.Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа.Белоснежная лебедка, Здравствуй, матушка-зима! П.Вяземский
Вопросы для беседы Прочитайте эпиграф, записанный у вас в тетрадях Как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить? Какие ощущения у вас возникают при слове «зима»?А какой ее изображает П.П.Вяземский?Выпишите из эпиграфа словосочетания, которые характеризуют зиму.
Сиреневое кружевоУсов Николай
Что значит для нас зима?Почему мы каждый год с нетерпением ждем ее прихода и удивляемся необыкновенному преображению природы?
Работа с текстом Как приходит зима? На ладонь ложится и тут же тает робкая белая снежинка. От белизны снега светлеет улица, белеет двор вашего дома. После осенней распутицы так непривычно чиста земля под ногами, что отчетливо виден каждый след на заснеженной тропинке. Руки сами тянутся к шапке снега на скамье или подоконнике – и вот уже круглый белый шар снежка летит в окошко.
Работа с текстом Определите тему и основную мысль этого текста, дайте ему название.Какие чувства вы испытываете в первые дни зимы? Чем она вас привлекает? Что сказочного, чудесного вы ждете от этого времени?
Работа с художественным текстом …Что может быть тише падающего снега! Вчера весь день падал снег, и как будто это он с небес принес тишину… И всякий звук только усиливал ее: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами, но тишина от всего этого росла. Какая тишина, какая благодать! М.М.Пришвин
Работа с художественным текстом Снежок ты знаешь? Здесь он – редко, выпадает – и стаял. А у нас, повалит, - свету, бывало, не видать дня три! На улицах – сугробы, все бело. На крышах, на заборах, на фонарях, - вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит – и рухнет, мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай – увязнешь. Тихо у нас зимой и глухо. Несутся санки, а не слышно. Только в мороз визжат полозья… И.С.Шмелев
Лексическая работа Какие звуки зимы услышали мастера слова? Найдите и выпишите из текстов глаголы звучания. Сколько их?Какие краски есть у зимы? В какие цвета окрашивают зиму авторы?Выпишите из текстов слова, обозначающие «действия» снега и действия с ним.
Внимательно рассмотрите изображение зимы, запишите слова-ассоциации с этой иллюстрацией.
Поэтическая пятиминутка Прочитайте внимательно стихотворения. Подчеркните эпитеты (определения), с помощью которых авторы передают красоту и прелесть зимнего пейзажа. Как они называют зиму?А.С. ПушкинВот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот самаИдёт волшебница зима!Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов;Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов,Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою,Блеснул мороз… И рады мыПроказам матушки-зимы!С. ЕсенинБелая берёза Под моим окномПринакрылась снегом, Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспушились кистиБелой бахромой.И стоит берёзаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, ленивоОбходя кругом,Обсыпает веткиНовым серебром.
Домашняя работа Составьте рассказ на одну из предложенных тем: «И рады мы проказам матушки- зимы», «Прекрасен зимний день!», «Мороз и солнце! День чудесный».