Презентация по культурологии на тему: «Марксистская концепция культуры и ее истории» Подготовили студенты группы Мб-13/11 Корявихина Ксения Корявихин Егор
Марксистское учение создавалось в течение примерно одного десятилетия - с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в. Марксистская концепция культуры была разработана немецкими мыслителями Карлом Марксом и его соратником Фридрихом Энгельсом . Карл Ге нрих Маркс (1818—1883) Фри дрих Э нгельс (1820 – 1895)
В марксистской философии классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию (истолкование): культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего развития человека. Эта трактовка основана на том, что культура возникла благодаря способностям человека к труду, который превращает человеческую жизнедеятельность в общественную, культурную (работа Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»). Марксистская концепция основана на том, что культура может быть понята не из себя самой, а только в связи с обществом, с трудом, что культура есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс человеческой деятельности.
В системе культуры марксизм выделяет два уровня: Материальной культуры; Духовной культуры.
Материальная культура Особенностью материальной культуры является то, что она не равнозначна производству и материально-созидательной деятельности людей. Материальная культура характеризует деятельность людей с точки зрения ее влияния на развитие человека, выявление того, в какой степени эта деятельность способствует развитию одаренности и творческих способностей человека, насколько она реализует ее сущностные силы, способствует совершенствованию человека. Материальные ценности обусловлены уровнем удовлетворения потребностей
Духовная культура Духовная культура направлена на превращение духовного мира человека и его социального бытия. Ее ценности существуют не только в определенной форме, но и в различных видах деятельности, которые связаны с процессом духовного производства. Для духовных ценностей свойственна долговечность существования. В духовной сфере, например, насыщение знаниями, эстетическими ценностями не знает никаких границ. Беспредельность потребления духовных ценностей обусловлена прежде всего познавательной, нравственной, эстетической, творческой деятельностью людей. Первое место в духовной культуре занимает творческая деятельность.
Согласно марксистской концепции разделение культуры на материальную и духовную имеет условный характер, поскольку между ними существует диалектическая взаимосвязь. Они активно взаимодействуют между собой; в эпоху научно-технической революции их интеграция значительно усилилась. С одной стороны, возросла роль материальной культуры в духовной жизни общества в лице средств массовой информации и пропаганды, а с другой - через производственную эстетику, развитие культуры производства, превращения науки в непосредственную производственную силу и т.д. На границе материальной и духовной культур возникают такие социальные явления (архитектура, дизайн, научные исследования, производственное обучение и т.д.), которые одновременно являются материальными и духовными. Все это - свидетельство целостности и системности культуры.
Марксистская философия считает культуру явлением общечеловеческим и классовым. «Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу» - писали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Список литературы Культурология. /– Ростов н/Д, 2003. - С.31-62, 141-158. Скворцова Е. М. Теория и история культуры. – М., 1999. – С. 36-43 Интернет-ресурсы
Спасибо за внимание!