Композиция
Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.И.И.Шишкин РожьК.Айвазовский. Девятый вал
Типы композиции разделяются на устойчивые и динамическиеВ устойчивой композиции основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения.Гоген.Бонжур, мосье ГогенВ динамичной композиции основные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы.В.Суриков Боярыня Морозова
Н.К.Рерих. Заморские гостиН.К. Рерих. Голубиная книга
И.Шишкин, К.Савицкий Утро в сосновом лесуВ.Серов Похищение Европы
Композиция бывает открытой и закрытой В открытой композиции нет центра, изображение равномерно раскрывается зрителю. Открытую композицию используют дляИ.И.Шишкин. РожьА. Васнецов. Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.
В закрытой композиции изображение «стягивается» к центру.Такую композицию используют для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого.К.Лоррен. Пейзаж с мельницейАндрей Рублёв. Троица
С.Дали. Постоянство памятиИ.Шишкин. На севере дикомКомпозиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать - значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.
Передача равновесия в композицииВ симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной Е неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними.
Художнику для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.Увидеть интересный мотив композиции в жизни не так-то просто. Помочь в этом может рамка-видоискатель, которую несложно изготовить самим. Главное, чтобы ее противоположные стороны оставались подвижными, тогда можно будет легко изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Если у вас нет рамки, то можно просто сложить ладони так, как показано на рисунке.