Художественное и научное постижение действительности. Классификация по результатам мышления творческое; репродуктивное. Операции мышления Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной. Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей. Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия. Классификация — группировка предметов по признакам. Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам. Конкретизация — выделение частного из общего. Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества. Один из них – индивидуально неповторимое отношение к миру. В художественном творчестве огромное значение имеют врожденные качества: музыкальный слух, способность чувствовать гармонию цветов, ритмику стиха, эстетическую значимость объектов и форм и т. д. Другой отличительной особенностью художественного творчества является то, что в нем преобладают эмоциональные реакции и эмоциональное отражение мира. Фантазия является результатом неудовлетворенности и побудительной причиной действия. Другой существенной чертой художественного мышления является ассоциативность, то есть такая связь представлений и понятий, в которой одна из них, возникнув в сознании, вызывает (по сходству, противоположности, смежности или контрастности) другое представление, или понятие, или же цепь таковых. Анализ всеобщих законов художественного творчества позволяет выделить несколько основных стадий, состояний, через которые проходит художник в процессе создания произведения искусства.
Как возникает художественный мир, новая реальность, которая не может быть целиком объяснена из уже существующего мира? Художественный образ - особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника. Художественный образ — «знакомый незнакомец» (В. Г. Белинский). Художественный образ - единство изображения и выражения.
Как соотносится вымысел и действительность в художественном произведении? В чем правда искусства?
Чем больше зрелищ на историческую тему нам предлагается, тем чаще хочется задать вопрос: мы уверены, что живем в государстве, у которого было прошлое? Уж больно по-разному трактуют это прошлое составители учебников истории и авторы бестселлеров, создатели блокбастеров и ведущие рейтинговых телепрограмм.
Мы ведь не кинокритики и поэтому разбирать каждый фильм не станем, наверное. Да и цель разговора другая. Если давать какой-то общий методологический посыл, то, конечно, правда истории и правда искусства – это разные правды. Потому что правда истории – это точный исторический факт, доказанное историческими методами явление или процесс. То есть правда истории апеллирует к разуму человеческому. Ну а в искусстве апеллируют к душе человека, к сердцу. Таким образом, мы наблюдаем расходящиеся линии. Хотя нельзя утверждать, что методами искусства не удавалось и не удается проникнуть в историческую суть эпохи. Фильм «Царь». Время Ивана Грозного. Давайте вспомним Лермонтова и его «Песню о купце Калашникове». Или Репина и его картину «Иван Грозный и сын его Иван». Проникли? Еще как!
«Царь» - это, конечно, не исторический фильм. Три-четыре исторических лица, которые есть в фильме, даты и факты, в нем приведенные, это всего лишь точки, необходимые для рассуждений режиссера о проблеме добра и зла. Проблеме, давненько уже выраженной в вопросе: оправдывает ли цель средства? Отсюда и герои. Грозный как носитель едва ли не всего вселенского зла и митрополит Филипп как носитель идеалов православного христианства. В такой постановке вопроса нет ничего противоестественного и поэтому нет смысла обсуждать наличие или отсутствие в фильме ошибок и неточностей сугубо исторического плана.
В фильме есть, скажем так, «восточный» мотив. То ли еврейская, то ли татарская шапочка на голове царя, целование ног – это мелкие штрихи, отсылающие к тому восточному влиянию, которое Русь испытывала всегда. С другой стороны, митрополит Филипп укрывает воевод после их поражения под Полоцком, на западных рубежах от западной же силы. Подспудно закладывается ощущение «восточного зла», воплощенного даже в повседневных привычках царя Ивана, и справедливой силы, граничащей с Русью на западе. Вечно навязываемая нам дилемма: Восток – это тирания, Запад – человек. В истории России не было ничего такого, чего не было бы у других государств. Есть чем гордиться, что осуждать и что ненавидеть.
История могла предоставить режиссеру фильма Лунгину более богатый материал для исследования времени царствования Ивана Васильевича. В фильме «Царь» есть исследование психологического, а не исторического феномена. Эйзенштейн. «Иван Грозный». Царь – олицетворение государственного начала, второй герой, князь Андрей Курбский, – изменник, диссидент. Понятно, что за фигурой Грозного маячит облик Иосифа Виссарионовича, образ Курбского навеян реальным Тухачевским. Но историческая суть событий от этого не становится менее драматической.
Это труд великого российского историка – Николая Михайловича Карамзина, который облек свой абсолютно научный труд – «Историю Государства Российского» – в прекрасную литературную оболочку. Это – Пушкин. «Борис Годунов». Это блестящее стихотворное переложение и событий, и характеров, и оценок времени Годунова. У Пушкина практически нет никаких отступлений от научной прозы Карамзина. Пушкин гениально уловил точную оценку эпохи в постоянно повторяющемся у Карамзина рефрене «народ безмолвствует».
А как быть с романом Льва Николаевича Толстого «Война и мир»? Там Кутузов вовсе не прозорливый полководец, а влекомый волею событий старик. И что – не читать Толстого? Есть разница между авторским прочтением и фактом, между искусством и наукой историей. Давайте вспомним довоенный еще фильм «Александр Невский». Это отнюдь не исторически точный портрет великого князя, а исторические события трактовались режиссером весьма свободно. Однако у фильма была задача – воспитание патриотизма и формирование простейших представлений об истории страны и народа. И он эту задачу выполнил. Есть разные уровни знаний. Есть арифметика истории, а есть высшая математика истории. От простого к сложному. Иной дороги нет.
Право выбора за художником. Он волен идти дорогой исторической точности, или психологического анализа, или философского поиска. Но где же внутренняя потребность художника всюду проявлять собственное политическое видение исторического события и современное его политическое же толкование? И это толкование на зависть однообразно, а следы ведут в страны, откуда нам уже много веков пеняют по поводу нашей политической отсталости, ущербности, дикости… Отрицать же наличие двойных стандартов в отношении России вообще и ее истории в частности бессмысленно. Они есть.
Есть два критерия в нашей науке. Есть оценка государственническая и оценка гуманистическая. Как их совместить? Точного ответа еще никто не сформулировал. Велика роль личной ответственности каждого гражданина: в том числе и историка, и художника.
В общественной мысли страны сегодня есть такая тенденция: история России – это череда сплошных преступлений, унижений, бесчинств. Но есть и ровно противоположная: будто вся наша история – это сплошная героика и победы. Но так ведь не бывает. Нет идеального государства, нет идеального народа, нет идеальных государственных личностей. К слову, у Карамзина и Пушкина «народ безмолвствует». У Лунгина ситуация серьезнее. «Где мой народ?» – спрашивает Грозный в конце. У кого, хотелось бы знать, спрашивает? – Какова же формула баланса между исторической правдой и художественным вымыслом?
Невозможно в одну телегу впрячь коня и трепетную лань. – И что есть конь? А что есть лань? – Конечно же, конь – историческая наука, а лань – художественное произведение. Трепетность – это к искусству. Историкам – надежность и труд.
Слово художник имеет следующие значения: Человек, занимающийся изобразительным искусством (художник в узком смысле слова) — прежде всего живописью (живописец), но также графикой (художник-график), фотоискусством (фотохудожник) и т. д. Деятель искусств (художник в широком смысле слова). Человек, который выполняет что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством (художник в переносном смысле слова).
Как рождается художник и что питает его вдохновение?
Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François-Auguste-René Rodin) (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Процесс творчества: от наблюдения и накопления жизненных впечатлений к их осмыслению и художественному воплощению.
через зрительные и звуковые образы. Художник стремится к точному воспроизведению окружающего мира, попытки увидеть в нем рациональное начало (реализм). Но всегда есть возможность посмотреть на окружающий мир сквозь призму фантастического и ирреального.
Подготовить сообщение «Судьба великого мастера: становление таланта, творческая индивидуальность и неповторимость стиля». Скульптура (скульпторы) Архитектура (архитекторы) Живопись (художники) Художественное слово (писатели и поэты) Музыка (композиторы) МАСТЕР