Тема урока: Художники-передвижники
Возникновение движения художников-передвижников На протяжении 100 лет для конкурсных работ Совет Петербургской Академии художеств давал одну тему для всех-это были библейские или мифологические сюжеты. В Академии учились юноши самых разных сословий, их волновала современная русская жизнь, судьба народа, родная природа. Они хотели силой своего искусства помогать народу, бороться за его счастье, за справедливость. В 1863 году 14 юношей-бунтарей отказались от предложенной Советом темы и были вынуждены уйти из Академии. Молодые художники организовали Товарищество передвижных выставок.
Записать в тетради: 1871 год - 1-я выставка художников Цель передвижных художественных выставок: а) соединить общество с русским искусством; б) знакомить жителей провинции с русским искусством ; в) развитие любви к искусству в обществе. Художников, которые участвовали в них, стали называть передвижниками. После показа картин в столице выставку отправляли в другие города. Передвижные выставки открывались каждый год.
Крамской И. Жертвовать ли собой ради борьбы за справедливость, за высшие идеалы, или поддаться чувству самосохранения, замкнуться в личном благополучии? Вся жизнь и творчество Крамского — ответ на этот вопрос. «Неизвестная»
Шишкин И. «Дубовая роща» "В рисунке природы не должно быть фальши. Это все равно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова.»
Перов В. Перов стал одним из основоположников «обличительного жанра» в живописи, крупнейшим мастером критического реализма. «Чаепитие в Мытищах»
Левитан И. "Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, - его душу, его очарование«. М. Нестеров. «Золотая осень»
Маковский В. "Картина - не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет - нет картины» «Свидание»
Поленов В. "Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было одной из главных задач моей работы." «Московский дворик»
А.Куинджи "Ученики из мастерской Куинджи знали, что ради искусства он отстоит их на всех путях, знали, что учитель - их ближайший друг, и сами хотели быть его друзьями." Рерих Н. «Ночь на Днепре»
Саврасов А. "Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь." «Зимний пейзаж»
Репин И. Мой главный принцип в живописи: материя как таковая. Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело.
Васильев Ф. «…он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин." (Ге Н.Н.) «Рассвет»
Суриков В. Суриков не только великий реалист, но по существу своему поэт, и, быть может, сам того не сознавая, этот художник обладает огромным мистическим дарованием.» (Бенуа А.Н.)
Павел Михайлович Третьяков Павел Михайлович Третьяков (1832 —1898) — купец , меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. 1-я выставка послужила началом прочной связи передвижников с П.М.Третьяковым. В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
Анализ картины Маковского В. «На бульваре»
Анализ картины Перова В. «Чаепитие в Мытищах»
Задание: Назовите картину и художника
Задание: Назовите картину и художника
Практическое задание на выбор: 1. Сделать презентацию на компьютере по теме «Художники-передвижники» 2. Задания по диску «Тим и Тишка спасают шедевры русского искусства» 1 страница – Художник (фамилия, имя, отчество) 2 страница – вставка фотографии художника и его краткая биография 3 страница – вставка картины художника и краткое описание его творчества (папка на рабочем столе «Художники-передвижники»)