история искусства Элективный курс Масловой Ю.В.
Актуальность: Проблема духовного воспитания в современной школе стоит как никогда остро и значимо. Процесс формирования личности немыслим без обращения к духовным основаниям человеческой культуры, в контексте которой формируется система метаценностей, то есть потребность в истине, добре и красоте. Приобщение к ним придает не только осмысленный принцип жизни, но и формирует у учащихся ответственность за сохранение и приумножения культурного генофонда собственной страны. Место курса в образовательном процессе: Элективный курс призван углубить содержание базового курса по обществознанию и мировой художественной культуре, а также сыграть роль интегративной дисциплины, соединяющей в себе вопросы истории и культуры.
Цели курса: развить у учащихся способность к самостоятельному осмыслению духовно-культурного процесса; подготовить к восприятию многообразных форм духовной культуры сформировать культуру гуманитарного мироощущения; удовлетворить познавательный интерес и познавательную мотивацию обучения; приобщить учащихся к культурно-историческому наследию страны.Задачи: познакомить учащихся с основными понятиями и явлениями духовной культуры; показать роль духовной культуры в формировании смысла жизненных установок общества; дать представление об основных доминантах конкретно исторической эпохи; показать взаимосвязь видов духовной культуры.
Перечень знаний умений навыков: - получение систематических знаний по курсу теоретического и конкретно-исторического характера;- выработка понимания места и роли искусства (мировой -художественной культуры) в процессе гуманитарного познания;- повышение личной культуры школьника;- выработка навыков практического использования полученных гуманитарных знаний в учебной деятельности школьника и во всех сферах его общественной и личной жизни. - приобщение учащихся к культурно-историческому наследию страны.
Педагогические технологии и методы: Исходя из того, что данный курс является элективным, следует отдать приоритет активным методам (поисковый, эвристический, исследовательский) и развивающим технологиям. Особенно значимо в преподавании данного курса должна стать диалоговая технология, так как она позваляет решать одновременно дидактические развивающие и воспитательные задачи.Формы контроля: Реализация деятельностного подхода в организации учебного процесса предполагаетособое внимание к отбору форм текущего и итогового контроля учащихся, делая акцент на творческие и аналитические задания (разработка проектов, написание рефератов и эссе, проблемные задания), что может быть оценено в традиционной системе или в форме портфолио.
Учебно-методический план:
ЛИТЕРАТУРА Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство XVIII – начала XX в. – М., 1989.Алпатов М.В. Этюды по истории искусства. Западно-европейское искусство. Русское и советское искусство. – М., 1979.Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры: Учебное пособие: В 4 ч. – Тверь, 1993.Дмитриева Н.А. Краткая история искусства: В 2 т. - , 1991.Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов высших учебных заведений. – М., 2000.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. – М., 1989.История эстетической мысли: В 6 т./ Под ред. М.Ф.Овсянникова. – М., 1985.Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма/ Пер. с нем. И.Карташевой. - СПб., 2000.Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. – М., 1993.