Фриденсрайх Хундертвассер Родился в 1928 г. в Вене. Через 20 лет мальчик поменял имя и стал необычным художником. Свой псевдоним он образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто — Hundert). Придуманное им для себя имя — переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает «богатый миром»).
"Я считал себя гражданином мира, космополитом и утопистом..." В 20 лет молодой художник отправился путешествовать по свету, учился в Италии и Франции, затем долгие годы провел на Востоке. В Японии изучал традиции живописи, на островах Океании и в африканских странах – народное искусство. Так возник его интерес к орнаментальности и декоративности в изображении, появилось желание понять связь и взаимозависимость природы и человека. Уже в 1952 году состоялась его первая выставка в родной Вене. После выставки в Токио в 1961-м к нему пришла уже мировая известность.
«Прямые линии в природе маленько кривоваты вроде, и нарисованы круги не слишком ровно, от руки...» Архитектурой он занялся только в начале 80-х годов, когда по заказу городских властей Вены построил жилой дом. На открытие этого дома, который носит имя своего создателя (Hundertwasser-Haus), собралось 70 тысяч человек. При его строительстве Хундертвассер воплотил в жизнь все свои идеи. Прямые линии безбожны, уверял он, так как просто не существуют в природе, они не дают человеку достичьгармонии и ведут к упадку. Поэтому все возводимые им стены получают замысловатые изгибы.
Доктор архитектуры
≪Ваше право по отношению к окнам — Ваш долг по отношению к деревьям...≫ Окна, по мнению Хундертвассера, имеют ≪право на самоопределение≫. А все пространство вокруг своего окна человек может раскрасить по собственному усмотрению. В проектах Хундертвассера никогда не было двух одинаковых окон. ≪Упорядоченные фасады –это концлагерь≫, считал он.
Окна, как форма прорыва, способа взглянуть в мир...
«Линии спирали, подобно извилистой реке, следуют законам произрастания растений...» Спирали – любимая деталь Хундертвассера в его картинах – были для него символом гармонии, жизни и свободы. Одну из таких бесконечных спиралей он решил нарисовать в 1959 году в Гамбурге. В то время он был приглашенным доцентом в Высшей школе искусства. Вместе с друзьями Б. Брохом и Г.Шульдтом Хундертвассер устроил ≪спиральный марафон≫ на стенах учебного класса, начав вести линию от самого пола. Они работали два дня и две ночи.Возмущенное руководство школы прервало этот перформанс. В знак протеста художник отказался от должности и покинул Гамбург.
Ещё одна отличительная черта архитектуры художника - устремленные к солнцу золотые луковки башен, раскрашенные пестрыми пятнами и линиями стены, украшенные яркой керамической плиткой асимметричные колонны, растущие прямо на здании трава и деревья.Эти ≪деревья-квартиросъемщики≫, как называл их архитектор, являются попыткой вернуть природу в город. Архитектор хотел, чтобы человек был счастлив в своем доме, чувствовал себя там уютно, как птица в гнезде.
Деревья-квартиросъемщики
«Разнообразие красок делает мир лучше...»
- «Будьте личностями! Будьте свободными! Будьте творческими! И самое главное – изобилуйте цветом!» - «Вроде бы неграмотный, казалось бы, невежественный ребенок совсем не является неграмотным и невежественным. Наоборот, он в полном расцвете своих творческих сил...»- «Созидание человека и созидание природы должны быть воссоединены. Разделение этих созиданий имело катастрофические последствия для природы и человека...» Ф. Хундертвассер