Эжен Делакруа
ДЕЛАКРУА Фердинан Виктор Эжен (1798-1863) - французский живописец и график, глава романтизма во французской живописи, колористические искания которого оказали большое влияние на формирование импрессионистического направления. С 1816 по 1822 гг. учился в мастерской классициста П.Н.Герена в Париже. Изучал живопись старых мастеров в Лувре, увлекался английской живописью, особенно творчеством Дж.Констебла, большое влияние на него оказало искусство Т.Жерико. В 1825 г. посетил Англию, затем Алжир, Марокко, Испанию и Бельгию.
Эжен Делакруа"Ладья Данте". 1822 г. Первая самостоятельная работа Э.Делакруа "Данте и Вергилий" ("Ладья Данте", 1822, Лувр, Париж), написанная на сюжет "Божественной комедии", принесла ему широкую известность и заставила заговорить о рождении нового художника-романтика. Мощное эмоциональное воздействие этого полотна в первую очередь объясняется нетрадиционным использованием цвета. В отличие от классицистов, отводящих ему второстепенное по сравнению с рисунком место, Э.Делакруа считает цвет важнейшим элементом живописи. Цветовое звучание "Данте и Вергилия" усиливается использованием контрастных тонов: яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне.
Эжен Делакруа"Резня в Хиосе". 1824 г. Эжен Делакруа"Греция на руинах Миссолонги". 1826 г. Той же страстностью, напряженным драматизмом и протестом против всякого насилия отмечены более поздние работы, такие как Резня на Хиосе (1824, Лувр, Париж) и "Греция на развалинах Миссолонги" (1827, Музей, Бордо), представляющие собой отклик художника на события героической борьбы Греции против турецкого нашествия.
Эжен Делакруа"Смерть Сарданапала". 1827 г. Во время пребывания в Англии (1825) Э.Делакруа знакомится с ее литературой, живописью и театром, большое впечатление на него производит творчество Дж.Констебла, Дж.Байрона и У.Шекспира. Впечатления от этого путешествия вылились в целый ряд картин, при написании которых он использовал новые живописные методы, заимствованные им у английских мастеров ("Тассо в доме умалишенных", 1825, Собрание Уоллес, Лондон; "Казнь дожа Марино Фальеро", 1826, Собрание Уоллес, Лондон; "Смерть Сарданапала", 1827, Лувр, Париж),
Эжен Делакруа"Свобода на баррикадах". 1830 г. Только одна картина художника была написана непосредственно после современных ему событий - революции 1830 г. Она стала самым значительным и самым известным его произведением - "28 июля 1830 года" ("Свобода на баррикадах", 1830, Лувр, Париж). Ее романтическая революционная символика, выраженная аллегорической фигурой Свободы с развевающимся национальным знаменем в руке, открыто призывала к борьбе и вселяла уверенность в неизбежной победе. Экспрессия и динамическая пластика полотна достигаются за счет использования лаконичных художественных приемов: композиция не перегружена изображением человеческих фигур, напряженная энергетика цветовой гаммы создается ударами красного и синего тонов.
Эжен Делакруа"Алжирские женщины в своих комнатах". 1834 г Эжен Делакруа"Охотник на львов в Марокко". 1854 г. Работы, созданные художником после его путешествия по Северной Африке, интересны не только своей красочностью и экзотикой, но и той точностью, с которой Э.Делакруа воспроизводит своеобразие местного колорита, быта, традиций и черты характера своих персонажей ("Алжирские женщины в своих покоях", 1834; "Еврейская свадьба в Марокко", ок.1841 - обе в Лувре, Париж; "Арабские комедианты", 1848, Музей изящных искусств, Тур; "Львиная охота в Марокко", 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Эжен Делакруа"Вход крестоносцев в Константинополь". 1840 г. Многогранное дарование Э.Делакруа проявилось в различных жанрах: исторической живописи ("Битва при Пуатье", "Битва при Нанси", 1831; "Битва при Тайбурге", 1837; "Взятие крестоносцами Константинополя", 1841 - все в Лувре, Париж; "Битва св.Георгия с драконом", ок.1854, Музей изящных искусств, Гренобль), монументальной декоративной росписи (потолок Тронного зала Палаты Депутатов, 1833-1837; библиотека Палаты Депутатов, 1838-1847; библиотека Люксембургского дворца, 1845; роспись "Оплакивание Христа" в церкви Сен-Дени дю Сен Сакреман, 1843), портрете (портреты Ф.Шопена, Ж.Санд, Н.Паганини, автопортрет 1832г.), натюрморте ("Большой охотничий натюрморт", 1826), пейзаже, в изображениях интерьеров и животных.
Эжен Делакруа"Фредерик Шопен". 1838 г. Эжен Делакруа"Жорж Санд". 1838 г.
Эжен Делакруа"Мадемуазель Роза". 1817-1820 гг. Эжен Делакруа"Девушка, сидящая на кладбище". 1824 г.
Эжен Делакруа"Обнаженная женщина, отдыхающая на диване". 1825-1826 гг. Эжен Делакруа"Смертельно раненый разбойник, утоляющий жажду". 1825 г.
Эжен Делакруа"Султан Марокко и его свита". 1845 г. Эжен Делакруа"Женщина с попугаем". 1827 г.
Делакруа умер 13 августа 1863 года в своём доме во Франции.