«Древнерусская икона как самобытное явление художественной культуры»урок- конференция в 8 классе Учитель ИЗОКарташова Ирина НиколаевнаМОУ Шпикуловская СОШЖердевского района
Цель: Раскрыть проблемы русской иконописи в широком контексте на основе искусствоведческого, исторического и религиозного материала
Задачи: Познакомить с техникой работы над созданием икон, чудотворными иконами и знаменитыми иконописцами Руси;Изучить основные композиционные типы изображения Богородицы;Способствовать духовно-нравственному становлению личности подростков.
Оборудование I Выставка икон «Заступница усердная».II Репродукции с картин В.А. Черного «Андрей Рублев», В. Васнецова «Три богатыря»,иконы А.Рублева «Троица».III Таблички с терминами «Оранта», «Знамение», «Панагия», «Одигитрия», «Умиление», «икона», «фреска», «мозаика»;указатели «Искусствоведы», «Историки».IV Плакат с планом конференции.V Компьютер, мультимедиапроектор, слайды.
Гипотеза: Если мы изучим проблемы русской иконописи на основе искусствоведческого , исторического и религиозного материала, то обогатится духовный мир школьников и расширяться их познания в области русской культуры
Ход исследования: Что такое икона? Чем икона отличается от картины? Как создавались иконы в Древней Руси? Технология. Материалы.Основные композиционные типы икон Богородицы («Оранта», «Одигитрия», «Умиление»).Чудотворные иконы Божьей Матери.Знаменитые иконописцы
История появления первых икон Икона- окно, помогающеечеловеку заглянуть во время молитвы в другой, высший мир.При помощи «обратной перспективы» икона помогает молящемуся войти в свой особый мир.
Как создавались иконы в Древней Руси? Иконопись – трудоемкое и сложное искусство. Икона пишется на деревянной доске, чаще всего липовой, а в древности использовали и кедровые, и дубовые, буковые, чинаровые, а лучшими считались кипарисовые, т.к. не коробились от влаги и жучок их не точил. Сушили доски под навесом, переворачивая, чтобы выветривались, выпаривались, а высушенные, легонько звенели. А потом начиналось тонкое художество. На лицевой стороне вырезали острым теслом небольшое углубление – ковчег, а по краям оставляли чуть выступающие поля – рамочку. Затем на доску наклеивали полотно, которое называется паволока, чтобы, даже если доска потрескается, изображение не пропало, а на нее наносится специальный грунт – левкас, сделанный из мела и клея. После просушки левкас тщательно шлифовали , высушенным хвощем до мраморного блеску. Потом на этот грунт наносили или процарапывали рисунок – графья.
«Основные композиционные типы икон Богородицы» «Оранта»«Знамение»«Панагия»«Одигитрия»«Умиление»
Чудотворные иконы Божьей Матери «Нерушимая стена»Казанская Божия Матерь
Знаменитые иконописцы Андрей РублевДионисий
Подведение итогов конференции «Иконы – суть те же Священные книги, только написанные не буквами, а лицами»,- писал Святитель Григорий Двоеслов.«Почему мироточат иконы» Видно время пришло, что обильной росой,Нарушая природы законы,В самых разных местах, будто плача о нас,Мироточат сегодня иконы.Обретаются новые мощи святых,Возвращаются те, что хранилисьВ тайных фондах музеев, в пыли, забытьи,Вновь туда, где века им молились.Обновляются лики у всех на глазах,Будто кто-то их заново пишет,Изменяется вид, выражение лиц.Это значит, что нас они видят и слышат.
Выводы: Мы обсудили пять очень серьезных вопросов, которые имеют отношение не только к искусству и истории, но, пожалуй, больше всего к духовной жизни. Результатом большой подготовительной работы к проведению районного семинара стало повышение интереса школьников к иконописи, духовной литературе. Все это способствовало духовно-нравственному воспитанию подростков.Нельзя объять необъятное. Мы больше не сказали по теме, чем сказали.Гипотеза подтвердилась.