ДИОНИСИЙ Русский иконописец XV века
«Изящный и зело хитрый в русской земли» (из летописи) Вехи жизниРодился около 1440 г.Происходил из рода «боярских детей» Квашниных, предки служили Ивану Калите.Не был монахом, имел семью: жену Марию, сыновей Владимира и Феодосия, которые также были иконописцами и работали с ним. Умер после 1510 г.География творчестваСвято-Пафнутьев Боровский монастырьСпасо-Каменный монастырь на Кубенском озереМосковский КремльЧигасов монастырь в МосквеИосифо-Волоколамский монастырьПавло-Обнорский монастырьФерапонтов монастырь
Две житийные иконы для Успенского собора в Москве Иконы парные, перекличка клейм подчеркивает симметричность сюжетов.Размеры икон 197 x 152 см
Беседа митрополита Алексия с Сергием Радонежским и отказ Сергия принять митрополичий сан (клейма слева); закладка храма Чуда Михаила Архангела в Хонех (справа)Митрополит Алексий с житием.1480-е гг.Успенский собор. Москва
Закладка первого Успенского собора (клеймо слева);толкование митрополитом Петром сна Ивана Калиты (клеймо справа)Митрополит Петр с житием.Начало XVI в.Успенский собор. Москва
Икона византийского происхождения из Вознесенского монастыря в Московском Кремле была восстановлена Дионисием после пожара. Богоматерь Одигитрия 1482. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта икона создана для иконостаса собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Жест Одигитрии не указывает по канону на Младенца, а напоминает благословение по западному образцу. Богоматерь Одигитрия1502–1503. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Четыре иконы храма Святой Троицы Павло-Обнорского монастыря Спас в силах. 1500. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Уверение Фомы. Около 1500. Государственный Русский музей Успение Богоматери. 1500. Вологодский государственный музей-заповедник
Распятие. 1500. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1500-е Западный портал
В основу программы росписей положен акафист Пресвятой Богородицы. «Светоприимная свеща…»Сцена из акафиста Пресвятой Богородицы.
Богоматерь с младенцем и ангелы. Фреска в конхе центральной апсиды
Святой Николай Чудотворец. Фреска в конхе Никольского предела (реставрация)
Иконы деисусного чина Рождественского собора Ферапонтова монастыря
Сошествие во ад. Около 1502 1503. Из Рождественского собора Ферапонтова монастыря.Государственный Русский музей,Санкт-Петербург
Преподобный Дмитрий Прилуцкий Дионисия идеальный образ монаха-исихаста.Последняя икона мастера. Преподобный Дмитрий Прилуцкийв житии. Начало XVI в.Вологодский государственный музей-заповедник
Дионисий и мастерская Дионисий за долгие годы своей работы сформировал большую мастерскую, поэтому многие иконы имеют атрибуцию «Дионисий и мастерская» или «круг Дионисия».Успение святого Николая Чудотворца. Фрагмент. Рождественский собор Ферапонтова монастыря. Южная грань юго-восточного столба
Средневековые мастера считали,что главный Художник и Зодчий – Бог, творящий мир по законам красотыгармонии, а иконописец – лишь кистьв руке Божественного Мастера. Презентация подготовлена на основании материалов И. Языковой и Е. Медковой. Газета «Искусство» № 7/2010