Архитектура XVII века Период Смутного времени способствовал утрате навыков каменного искусства. Храмы XVII века были более массивнее, проще и грубее чем храмы XVIвека. Русское искусство XVII в. поражает исключительным сочетанием строгого соблюдения сложившейся православной традиции с активностью новых вкусов и обновлением художественных приемов.
Шатёр (шатровый стиль) в деревянном и каменном зодчестве XVI-XVIII вв. завершение построек в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.
Шатровый стиль Типологические варианты шатровых храмов: Восьмерик на четверике (крестообразной или кубической формы) Шатёр на четверике без восьмерика Восьмигранный храм без четверика Композиция из нескольких шатровых приделов Шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей.
КУПЕЧЕСКИЕ ХРАМЫ Московская церковь Троицы в Никитниках
"Дивное узорочье" - так называют одну из красивейших страниц московской архитектуры XVII Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты Мученика "на Глинищах" Храм был возведен рядом с двором Г. Никитникова. В 1904г. в подклети центрального четверика был устроен придел во имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654) хранилась в храме, отчего Троицкую церковь иногда называли церковью Грузинской Богоматери.
Московская церковь Троицы в Никитниках Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом (впервые в храмовом зодчестве), Близость форм декора крыльца, крытой галереи, наличников двух главных окон южного фасада и внутренних порталов церкви к декору кремлевского Теремного дворца (1635-1636) и его Верхнего Золотого крыльца заставляют предполагать, что не все элементы этого сложного комплекса храма были отстроены одновременно.
Внутри церковь уютна. В ней нет столбов, много света льётся из больших окон, и пространство лежит легко и спокойно. Пёстрые росписи покрывают стены сплошным ковром.
Церковь Рождества Богородицы Другим интереснейшим памятником первой половины XVII века является церковь Рождества Богородицы, «что в Путинках». За три года строительства, с 1649 по 1652 годы, замыслы заказчиков ширились, и храм пополнялся все новыми помещениями.
В последней четверти XVII века окончательно сложился тип московского приходского храма с четвериком основного объема и пятиглавием, шатровой колокольней и одноэтажной трапезной. Такова церковь Николы в Хамовниках (1676-1682 гг.). Ее название обусловлено слободой ткачей, или хамовников, размещавшейся здесь в XVII веке. Церковь Николы в Хамовниках Храм красив своей устремленностью ввысь, упорядоченностью деталей. Впечатление богатства и узорности достигнуто благодаря красно-зеленой окраске декоративных деталей, отчетливо выделяющихся на белом фоне стены.
Спасо-Андронников монастырь Спасо-Андронников монастырь был основан в 1359 г. на крутом берегу реки Яузы на дороге из молодой Москвы во Владимир. Назван он был по имени его первого игумена Андроника — ученика Сергия Радонежского. В 1425-1427 гг. в монастыре возводится большой каменный Спасский собор. В его создании принимал участие великий русский иконописец Андрей Рублев. Собор поражает своим оригинальным обликом. Стены храма украшены строгими лопатками, к порталам поднимаются высокие лестницы, а верх очень сложный — состоит из многоярусных закомар, вторящих килевидным завершениям порталов. Боковые деления фасадов с такими же килевидными закомарами значительно ниже. Это усиливает вертикальную динамику здания. Еще выше расположен второй ярус закомар, образующий корону у основания главы. Недаром этот храм уже в древности был наделен эпитетом «зело красен».
Новодевичий монастырь. Он был основан в начале XVI века и как памятник освобождения Смоленска, и как крепость, охранявшая с юго-запада подступы к столице.
Основные здания, прославившие монастырь, были возведены в 80-х годах XVII века при деятельном участии царевны Софии. Основные здания построены по центральной оси (с запада на восток) — трапезная, собор, а на востоке от него — колокольня. С юга и севера от собора были поставлены надвратные многоглавые церкви — Преображенская и Покровская. Они расположены на трехпролетном арочном основании — своего рода триумфальных арках.
Смоленский собор В 1524-1525 гг. здесь был сооружен грандиозный пятиглавый собор по образцу кремлевского Успенского собора. Однако зодчий изменил соотношение ширины и высоты прясел стен, сделал подклет, которого нет в Кремле, теснее поставил главы. Это придало собору динамичность.
Храм Вознесения в Коломенском В 1532 г. здесь был возведен знаменитый храм Вознесения, начавший собой строительство каменных шатровых храмов. На высоком берегу Москвы-реки уходит в небо белый столб Коломенского храма, состоящий из могучего крещатого основания и уникального своей формой шатра, увенчанного небольшой главкой. Стройные пилястры по углам здания, острые «стрелы», зажатые в простенках, тройные ярусы килевидных кокошников — все устремляется вверх.
Смелость и красота Коломенского храма Вознесения поражали людей Древней Руси. «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», — записал летописец в год окончания постройки храма. На восточной стороне галереи-гульбища, окружающего храм, расположен трон из белого камня. Отсюда московские цари любовались ширью реки, ее лугами и синевшими на горизонте лесами.
Запрет на строительство В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона. Так в одной из храмозданных грамот патриарх Никон повелевал строить храмы: " По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить… ".
Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре.
Основным периодом развития 1680-х до первых лет 1700-х гг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления прослеживается вплоть до конца XVIII в. Постепенное затухание столичного направления "московского барокко" можно связать с переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру, провозглашенную Петром I. Сухаревская башня Элемент: ордер, обрамления оконных и дверных проемов
Нарышкинский стиль Все здания "московского барокко", построенные по заказу Нарышкиных. Нарышкинские церкви типа "восьмерик на четверике" созданы первоклассным мастером сооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре, задуманные незаурядным мастером, имеют оформление гораздо грубее, используются иные художественные приемы.
Вопросы по презентации
1. В каком архитектурном стиле постройки завершались в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды? а) Барокко б) Шатровый стиль в) Московский стиль Выберите правильный ответ:
Выберите правильный ответ: 2. В каком архитектурном стиле применяются элементы архитектурного ордера и использование центрических композиций? а) Барокко б) Шатровый стиль в) Московский стиль
Выберите правильный ответ: 3. Кто запретил строительство храмов в шатровом стиле? а) Алексей Михайлович Романов б) Никон в) Михаил Федорович Романов
Названия данных в презентации храмов Церковь Троицы в Никитниках Новодевичий монастырь Церковь Николы в Хамовниках Церковь Рождества Богородицы