Акварель М.Ю. Лермонтова «Парус»
И. Айвазовский. Буря на Ледовитом океане. 1864
М.Ю. Лермонтов писал эту картину на берегу Финского залива.
Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн…
И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?
«Может быть, я не прав, но лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская дочка»... прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящною прозой». А.П. Чехов
«...образец повести, по-моему, «Тамань», — пусть все литераторы соберутся, и ни один не найдёт слова, которое можно было бы прибавить или убавить, там всё как цельный музыкальный аккорд». Д.В. Григорович
«Сколько надо было иметь ума и сколько настоящей силы, чтобы так глубоко, как Лермонтов, чувствуя чары лунно-синих волн и чёрной паутины снастей на светлой полосе горизонта, оставить их жить, светиться, играть, как они хотят и могут, не заслоняя их собою, не оскорбляя их красоты... Или в последней сцене, покинув на берегу слепого мальчика, так и покинуть его тихо и безутешно плачущим и не обмолвиться напоследок ни словом о родстве своём...» И. Анненский
Парус - парус - мятежность контрабандистов бесприютность Слепой - странствующий - бесперспективность офицер отчаяние
Что касается до героя романа — он и тут является тем же таинственным лицом, как и в первых повестях. Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели». В.Г. Белинский
Григорий АлександровичПЕЧОРИН ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ Берег обрывом спускался к морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались тёмно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…
«Повесть эта отличается каким-то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность её содержания, всё в ней таинственно, лица — какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца. Особенно очаровательна девушка: это какая-то дикая, сверкающая красота»...
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ … настоящая русалка…моя ундина… Странное существо!.. эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью… в ней было много породы… необыкновенная гибкость её стана…правильный нос - всё это было для меня обворожительно.
Светлана Светличная в роли Ундины (1967)
«Взойдём в лодку», - сказала моя спутница… Она как кошка вцепилась в мою одежду… между нами началась отчаянная борьба… я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости… пальцы её хрустели, но она не вскрикнула: её змеиная натура выдержала эту пытку…я мгновенно бросил её в волны.…причалил к пристани…кто-то в белом сидел на берегу…не очень удивился, а почти обрадовался, узнав мою русалку.
Его зоркая наблюдательность, настойчивый, последовательный интерес к неизвестному, а пуще всего влечение к опасности и действию, напрягая его безотказно работающую, почти смертоносную волю, создали из заурядно-житейских обстоятельств остро захватывающие приключения... Е.Н. Михайлова
В «Тамани», как и в «Бэле», Печорин показан снова не в кругу людей одинакового с ним социального положения и культурного уровня, но в среде, глубоким рубежом отделенной от привилегированной господствующей верхушки. Е.Н. Михайлова
ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ КОНТРАБАНДИСТЫЯнкоундинаслепойстаруха
ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМЗАНЯТИЯКУЛЬТУРА (речь)
…некоторая недоговорённость и неясность в жизни контрабандистов и в их взаимных отношениях, оставляющая достаточно простора для работы нашего воображения... С.В. Шувалов. (1925)
Глава «Тамань» в оценке русских писателей
«„Тамань”. Это совершенство. Я видел снимок с рукописи: она вся до того исчерчена, что ничего нельзя разобрать. В повести нет ни одного лишнего слова, ничего, ни одной запятой нельзя ни прибавить, ни убавить». Л.Н. Толстой
«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах — по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать». А.П. Чехов
«…как мог Лермонтов, будучи почти мальчиком, сделать это? Мечтаю написать такую вещь... тогда бы и умереть можно!» А.П. Чехов Памятник М.Ю. Лермонтову в Геленджике
«Тамань» - один из самых прекрасных перлов нашей литературы». И.А. Бунин
зачем я жил? для какой цели я родился?..
…моя ундина вскочила в лодку и махнула товарищу рукою; он что-то положил слепому в руку… «Ну вот тебе ещё», - и упавшая монета зазвенела, ударяясь о камень. Слепой её не поднял. … и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание… Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?..