Первые тибетские сочинения были переводами с санскрита, и тибетские ламы—лекари использовали привозное индийское сырье. Но его стало не хватать, и врачи начали искать заменители в собственной флоре. Первые тибетские сочинения были переводами с санскрита, и тибетские ламы—лекари использовали привозное индийское сырье. Но его стало не хватать, и врачи начали искать заменители в собственной флоре. Так постепенно тибетская медицина приобрела самостоятельность.
В ХIII веке монгольский князь Годон В ХIII веке монгольский князь Годон пригласил к себе для лечения тибетского врача. Так тибетская медицина проникла в Монголию. Ламы составляли практические руководства для лекарей, словари медицинских терминов, жоры – рецептурные справочники, в которых они описывали лекарственные растения Монголии.
В XVII веке тибетская наука лечения В XVII веке тибетская наука лечения болезней распространилась в Забайкалье. Традиционная рецептура тибетцев и монголов обогатилась местными лекарствеными средствами Забайкалья.
Впервые о диете, Впервые о диете, системе лечения водными процедурами и травами подробно рассказал врач Саундерс, побывавший на Тибете. Он привез в Европу семьдесят образцов лекарственного сырья.
Научное изучение Научное изучение арсенала тибетской медицины началось сравнительно недавно - в прошлом веке. В 1835 году венгерский ученый Александр Чома де Кереши
По традиции По традиции древнеиндийской медицины понятие «болезнь» трактуется в «Чжуд-ши» как нарушение равновесия между тремя основами жизнедеятельности организма человека:
«Рлунг» (ветер) «Рлунг» (ветер) ассоциируется с энергией, движением, жизненной активностью организма. Для больных «ветром» давались советы включать в рацион питания чеснок, лук, молоко.
«Мкхрис» (желчь), по «Мкхрис» (желчь), по представлениям древних тибетцев, несет в себе стихию «огня». Для больных «желчью» рекомендуется дар (кисломолочный продукт типа кефира) из коровьего молока, суп из одуванчика.
«Бадкан» (слизь, «Бадкан» (слизь, флегма) ассоциируется с понятием «вода», началом жизни на Земле. Для больных «слизью» полезны мед, и дар из молока яка.
Современных Современных специалистов диетологов в классическом трактате тибетской медицины «Чжуд-ши» интересуют в первую очередь вопросы лечебного питания.
Многие болезни можно Многие болезни можно лечить посредством правильного образа жизни и диеты, не прибегая к каким-либо специальным лекарствам.
«Врагами» болезней называются образ «Врагами» болезней называются образ жизни, питание, лекарства. В лечебном комплексе тибетской медицины исключительна роль рекомендаций по правильному образу жизни, режиму питания и его составу. В «Чжуд-ши» сформулированы показания и к лечебному голоданию, это - «несварение, тугоподвижность конечностей, расстройства аппетита, ожирение».
Цитаты из главы «О том, как питаться»: «Ешь всего в меру. Мерой служит то количество, которое легко и быстро переваривается».
«Если придерживаться здорового питания и образа жизни и пребывать в хорошем настроении, болезней не будет» «Если придерживаться здорового питания и образа жизни и пребывать в хорошем настроении, болезней не будет» «Укрепляющий образ жизни: сон, покой и радость душевная. Этими средствами увеличивают силу, подавляют все болезни».