Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека. А.П.Чехов 10 класс 5klass.net
Наука - форма духовной деятельности людей , направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Социальный институт со своей структурой и функциями Отрасль духовного производства Особая система знаний Наука Знания Основная продукция Понятия, законы, теории Система научных исследований Опытно-конструкторские изыска-ния Научные представления, теории, понятия. Создание целостных систем на основе определенных закономерностей.
НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. НАУКА - ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ И ОСНОВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ПОЛУЧЕНИЕ , ОБОСНОВАНИЕ, И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (ПОНЯТИЙ, ЗАКОНОВ, ТЕОРИЙ) О ПРИРОДЕ , ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ СОВОКУПНОСТЬ СИСТЕМАТИЗИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ В КАКОЙ ЛИБО ОТРАСЛИ НАУКИ
НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. НАУКА ЭТО СИСТЕМА ЗНАНИЙ . ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА - ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ИСТИННЫХ ЗНАНИЙ, МЕТОДОВ ИХ СОЗДАНИЯ И ОЦЕНКИ 1.НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ ВОЗНИКАЕТ В 17 - 18 ВЕКАХ 2.НАЧАЛОСЬ ПРОНИКНОВЕНИЕ НАУКИ В ТЕХНОЛОГИЮ. 3. НАЧАЛИСЬ РЕАЛИЗОВАТЬСЯ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ: -ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, -ПРАКТИЧЕСКИ ДЕЙСТВЕННАЯ. ОТСЮДА И РАЗДЕЛЕНИЕ НАУКИ НА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ
Классификация наук По предмету и методу познания: науки о природе (естественные); науки об обществе (общественные); науки о познании и мышлении (гуманитарные); технические науки; точные науки (о числах, количественных отношениях). 2. В соответствии с функциями: Фундаментальные; прикладные. 3. По методам исследования: теоретические; Эмпирические.
Предмет и метод познания науки Науки о природе Науки об обществе Науки о познании и мышлении Технические науки и математика Естествознание, экология. Обществознание, социология. Логика, диалектика Сопромат, термех. Виды науки Фундаментальные Прикладные Отсутствие связи с практикой Неразрывно связана с практической реализацией исследований
НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ В 17 ВЕКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ АКАДЕМИИ НАУК. НАУЧНАЯ РАБОТА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОФЕССИЮ , А НАУКА В СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В 20 ВЕКЕ БУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ СВЯЗАНО С НТП ( НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ) В НАЧАЛЕ 20 В. – 100 ТЫС. УЧЕНЫХ. В КОНЦЕ ВЕКА – СВЫШЕ 5 МИЛЛИОНОВ. МИРОВАЯ НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ УДВАИВАЕТСЯ В 20 В. КАЖДЫЕ 10 – 15 ЛЕТ. 90% ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ СОЗДАНО В 20 ВЕКЕ.
ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – НАУКА ИССЛЕДУЕТ ВСЕ СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ БЕЗГРАНИЧНОСТЬ- ПОЯВЛЕНИЕ САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ, СОЧЕТАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО НАУЧНОГО ПОИСКА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СБЛИЖЕНИЕ НАУКИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ОБЩЕСТВА
Наука Общество потребности развития материально-техническая база Внутренние законы науки Преемственность (сохранение положительного содержания старых и новых знаний) Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции) Сочетание процессов дифференциации и интеграции Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Наименование функции Содержание Культурно-мировоззренческая Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры Познавательно-разъяснительная Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития. Прогностическая Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества. Формулирует рекомендации по их преодолению.
Отличие науки от других сфер духовной культуры: 1. Обязательное экспериментальное подтверждение теоретических результатов. 2. Объективность, независимость научных знаний от конкретного человека, народа или общества. 3. Особый язык описания действительности. Успешное функционирование современной науки зависит от: 1) специального оборудования 2) поддержки со стороны государства 3) состояния системы образования 4) специальных научных организаций
ЭТИКА НАУКИ ЭТИКА НАУКИ НЕ НАВРЕДИ СТРЕМЛЕНИЕ К ИСТИНЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЗРАСТАНИЕ ГУМАНИЗИРУЮЩЕГО ВЛИЯНИЯ ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ