В.П.АСТАФЬЕВ «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»
Зачем писатель вспомнил свое детство? Зачем нам нужна память? И нужна ли?.. «Память, моя память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все уже твои дороги, все морозней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение...Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнет усталости, побудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И воскреси, — слышишь? — воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него...Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапинки, до белого шрама на верхней губе...Далеко-далеко возникло легкое движение, колыхнулась серебряная нить... Там, в неторопливо приближающемся прошлом, по паутине, вот-вот готовой оборваться, под куполом небес, притушив дыхание, идет ко мне озаренный солнцем деревенский мальчик...Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого — неужто он был мною, а я им?!» «Ода русскому городу» В.Астафьев
Что вы узнали о писателе Астафьеве? Человек и писатель, который рано потерял самого дорогого ему человека — маму; который жил и воспитывался в семье бабуши и дедушки Потылицыных; побывал в детском доме; учился в железнодорожном училище в Красноярске; воевал на фронте и закончил войну в звании рядового; который написал много интересных рассказов для детей.Пройдет много лет, и бывший беспризорник и детдомовец, бывший солдат Великой войны станет писать, чтобы рассказать людям о пережитом, о том, что тревожит душу. Писать рассказы для детей Астафьев начал давно, в самом начале своего творчества, в 50-е годы. Он создает цикл рассказов о своем детстве, а точнее — о тех впечатлениях, что были вынесены им из той далекой поры. Автор предстает в этих рассказах центральной действующей фигурой, это его глазами мы видим окружающий мир. Героями рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку огромный мир человеческих отношений, природы и взаимосвязь человека и природы.
Составьте и запишите композиционный план рассказа Экспозиция.1. 2. Завязка. Развитие действия.1. 2. 3. Кульминация. Развязка.1. 2. Эпилог.
Композиционный план рассказа Экспозиция.1. Рассуждение об озерах и их названиях.2. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.Развитие действия.1. Страх и отчаяние Васютки.2. Решительные действия по своему спасению.3. Просвет в пути.Кульминация. Появление бота и возвращение героя. Развязка.1. Васютка дома.2. Путь к озеру и его освоение.Эпилог. Пятнышко на карте — «Васюткино озеро».
Обсуждению рассказа Вопросы:Какое событие лежит в основе сюжета рассказа? Какие чувства испытал мальчик после того, как он понял, что потерял затеси? За что ругает себя Васютка? Какое решение принимает Васютка?
Задание: Прочитайте наизусть 1-ый отрывок: «Где же затеси? ... Страх начал давить еще сильнее». Вопросы:Васютка бодрится, но... легко ли ему? Как передает писатель состояние мальчика, когда тот понял, что заблудился? И тут Васютка стал вспоминать... Что вспоминать? Что делает Васютка?О чем он тревожится?
Задание:Прочитайте 2-ой отрывок:«"Где это я?" — изумленно подумал Васютка» … «Тайга не откликалась». Вопросы:Что пытается найти Васютка среди тайги?Куда решает идти Васютка? Почему? Почему Васютка так обрадовался, когда нашел утку, подстреленную вечером? Какие трудности стоят на пути домой у Васютки?
Задание: Прочитайте 3-ий отрывок: «Мальчик брел, почти падая от усталости» … «Енисеюшко! Славный, хороший...» Вопросы:Почти пять дней шел Васютка по тайге один, без помощи. Каким вы себе представляете этого мальчика? А каким вы представляете себе автора?Почему стали это озеро называть Васюткино озеро? Только потому, что его нашел Васютка?
Работа над сочинением. Беседа.- Какого типа речи будет наша творческая работа? (Рассуждение с элементами повествования)- Что должны представлять собой пункты любого плана? (Конкретную фразу, содержащую опорную лексику).
Работа над планом сочинения. I. Васютка - герой биографического рассказа В. Астафьева.Васютка заблудился и выжил в «неприветливой тайге». 1. Мальчик с детства впитал «таежные законы», выполнение которых помогло ему.2. Он постоянно вспоминал советы и слова старших. Это поддерживало его.3. Васютка умел рассуждать, эти рассуждения помогли ему найти дорогу к реке.4. Он действовал, несмотря на отчаяние и усталость.5. Мальчик не терял спокойствия, самообладания.Знание таежных законов, опыт старших, спокойствие помогли Васютке выжить в тайге.
Подбор цитат. Составление устного варианта сочинения. Задание: найти цитаты, которые можно использовать в сочинении, ориентируясь на пункты плана.1. « Тут уж с матерью не поспоришь. Такой старинный порядок: идешь в лес - бери еду, бери спички».2. « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит! - вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать все, чему его учили, что узнал из рассказов рыбаков и охотников».3. « Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника, появилась и у Васютки».« Мысль, которая вчера вечером беспокоила Васютку, снова полезла в голову: « Откуда в озере столько белой рыбы»?».4. « Остались две спички, кончались и Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться», но «мальчик брел, почти падая от усталости».
Литература: «Литература в школе», № 7, 2001Поурочные разработки по литературе 5 класс. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В., Москва «ВАКО», 2003.