Урок для 3-его класса «В.Драгунский «Денискины рассказы»урок-викторина(технология «Дебаты») Тема урока: В.Драгунский «Денискины рассказы» (3-4 классы, материалы к урокам внеклассного чтения), автор Шейкина С.А.Цель: знакомство с жизнью и творчеством В.Ю.Драгунского.Авторский медиапродукт: презентация с биографией В.Ю.Драгунского, презентация «Викторина по книге В.Ю.Драгунского «Денискины рассказы».Задачи:образовательные: содействовать формиро-ванию у учащихся представлений о творчестве писателя; научить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции;
развивающие: развивать умения работать с информацией, внимание, память, логическое и пространственное мышление учащихся;воспитательные: воспитывать любозна-тельность, интерес к творчеству Драгунского.Оборудование: компьютер, проектор.Ход урокаСлово о писателеСлайд №1.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами погово-рим о Викторе Драгунском и его книге «Денискины рассказы».Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, где посе-лились его родители, эмигрировавшие из Белоруссии в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и поселилась в Гомеле, где и прошло детство В.Драгунского.Он рано лишился отца, но сиротой себя не чувствовал, потому что отчим, красный командир, очень его любил. Мама Виктора работала, и поэтому большую часть времени он проводил в компании таких же сорванцов, как и он сам. Играли они в своих небольших дворах, бегали купаться на реку Сож.У Виктора всегда было много друзей. Он был заводилой и выдумщиком во всех играх. Товарищи очень любили Виктора. По вечерам под его предводительством они пробирались в городской парк, где выступа- ли артисты. Виктор заучивал куплеты, кото-рые исполняли артисты, научился танцевать и устраивал свои представления, на которые собиралась вся улица, где жила его семья.
Тогда уже начинали проявляться его актёр-ские способности. Мальчику предсказывали актёрское будущее и не ошиблись…В 1925 году семья переехала в Москву. Двенадцатилетний Витя поступил в одну из московских школ. До этого он мало и нерегу-лярно занимался, но был очень способным мальчишкой. А так как с раннего детства он много читал, прекрасно успевал только по литературе.В школе Виктор был заводилой, особенно если дело касалось театрального кружка.Жизнь в семье была нелёгкой. Мама работала машинисткой, днём ходила на работу, а вечером брала подработку на дом, чтобы заработать побольше денег. Работать Драгунский начал рано – в 16 лет. Драгунский очень хотел стать артистом. В 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Обладая прекрасным чувством юмора, он стал писать юмористичес-кие рассказы и фельетоны.Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, выступал с фронтовыми концертными бригадами.
Слайд №2.Вернувшись с войны, Драгунский создал свой театр.Но больше всего Виктору Юзефовичу нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией. Он даже ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном. Рассказывали, что во время его выступлений маленькие зрители от смеха часто сползали со стульев. За свою жизнь Драгунский сменил множество занятий и преуспел при этом в каждом. Он работал бакенщиком, токарем, лодочником, клоуном. Но всем Виктор Юзефович Драгунский запомнился как автор замечательных детских рассказов.
Весёлые истории для детей под общим названием «Денискины рассказы» В.Ю.Драгунский начал писать в 1959 году. Эти рассказы принесли автору огромнейшую популярность.Слайд №3.Писателю и выдумывать-то ничего не приходилось. Дениска, герой книги, –это сын писателя, а отец – сам Виктор Юзефович. Слайд №4.
В 2009 г. книге Виктора Юзефовича Драгунского «Денискины рассказы» исполнилось 50 лет. Слайд №5.Виктор Юзефович Драгунский прожил интересную жизнь. Его нет с нами уже много лет, но книжки замечательного писателя с удовольствием читают ребя-тишки и перечитывают взрослые.Учитель: А теперь, давайте устроим викторину по произведению «Денискины рассказы»!Дети: Давайте!
Учитель: Одного из персонажей «Денис-киных рассказов зовут Борис Сергеевич. Так зовут: 1) папу Дениски 2) учителя физкультуры; 3) учителя музыки 4) соседа ДенискиСлайд №6:_______________________________________ Одного из персонажей "Денискиных рассказов" зовут Борис Сергеевич. Так зовут... _______________________________________Дети: Учителя музыки!
Учитель: Правильно, молодцы! Теперь второй вопрос. В одном из рассказов Дениска с папой попадают в очень неприятную ситуацию – дорожную аварию. За рулём какого автомобиля в этот момент находился папа Дениски?1) «Москвич» 3) «Победа»2) «ГАЗ-51» 4) «Волга»Слайд №7:_________________________________________________________ В одном из рассказов Дениска с папой попадают в неприятную ситуацию - дорожную аварию. За рулём какого автомобиля находился папа?____________________________________________Дети (в один голос): «Волга»
Учитель: Следующий, третий, вопрос. На какой урок опоздали Дениска с Мишкой, совершая вместе в одно и то же время абсолютно разные «героические поступки»? 1) математика3) музыка 2) русский язык4) чтениеСлайд №8:_____________________________________________ На какой урок опоздали Дениска с Мишкой, совершая "вместе" в одно и то же время абсолютно разные "героические" поступки"?_____________________________________________Дети: Русский язык.
Учитель: И снова правильно. Посмотрим, сможете ли вы правильно выбрать ответ на следующий вопрос. Итак, назовите одно из любимых стихотворений друга Дениски – Мишки:1) С.А.Есенин «Черемуха»2) М.Ю.Лермонтов «На севере диком…»3) А.С.Пушкин «Тиха украинская ночь»4) Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок»
Учитель: Пятый вопрос. Внимание! «В какой цвет были выкрашены Алёнка, Мишкина рубашка и костюм управдома в одном из рассказов В.Драгунского?» Варианты ответов:1) в красный 3)в желтый2) в коричневый 4) в синийСлайд №10:__________________________________________ В какой цвет были выкрашены Алёнка, Мишкина рубашка и костюм управдома в одном из рассказов В.Ю.Драгунского?__________________________________________Дети: В коричневый.
Учитель: Правильно. Сразу видно, что вы внимательно читали эти рассказы. Вопрос №6 нашей викторины. Звучит он так: «На протяжении целой недели Дениска с нетерпением ждал интересного события. Куда он собирался вместе с Марией Петровной?» 1) в кино 3) на дачу2) в цирк 4) на Чистые прудыСлайд №11:_________________________________________ Однажды Дениска целую неделю ждал интересного события. Куда же он собирался вместе с Марией Петровной?__________________________________________Дети: На дачу.
Учитель: Хорошо. Следующий вопрос: «Что потерял Дениска, помогая выступать четвероклассникам на весеннем концерте?». Варианты ответа: 1) сценарий выступления 2) свой дневник 3) куртку 4) велосипедный звонокСлайд №12:_________________________________________Что потерял Дениска, помогая выступать четвероклассникам на весеннем концерте?_________________________________________Дети: Велосипедный звонок
Учитель: И снова вы ответили правильно! Вопрос восьмой: «Кем удалось побывать Дениске на цирковом представлении? 1) фокусником 2) помощником дрессировшика 3) воздушным гимнастом 4) жонглёромСлайд №13:____________________________________________Кем удалось побывать Дениске на цирковом представлении?____________________________________________Дети: Воздушным гимнастом.
Учитель: Вопрос №9. «Ради какого приза Дениске нужно было срочно поправиться на полкило?»1) ради билета на детский праздник2) ради подписки на журнал «Мурзилка»3) ради детской энциклопедии4) ради похода в циркСлайд № 14:___________________________________________Ради какого приза Дениске потребовалось срочно поправиться на полкило?___________________________________________Дети: Ради подписки на журнал «Мурзилка».
Учитель: До завершения нашей викторины оста-лось еще 6 вопросов. Внимание! Вопрос 10: «На что потратила бы Алёнка деньги на весен-нем базаре, будь у нее их чуточку побольше?»1) купила бы себе куклу2) попила бы вместе с Дениской шипучего кваса3) купила бы воздушный шарик?4) не стала бы тратить деньги вовсеСлайд №15:____________________________________________На что потратила бы Алёнка деньги на весеннем базаре, будь у неё их чуточку побольше?____________________________________________Дети: Она купила бы воздушный шарик.
Учитель: С каким сказочным героем обычно сравнивала Дениску мама перед обедом?1) Бармалей 3) Кощей2) Карабас Барабас 4) ПьероСлайд №16:__________________________________________С каким сказочным героем обычно сравнивала Дениску мама перед обедом?__________________________________________Дети: Кощей.
Учитель: Вопрос №12: Какая детская игра могла лишить Дениску аттестата зрелости:1) Жмурки 3) салочки2) прятки 4) третий лишний Слайд №17:
Учитель: Следующий вопрос: «Какая болезнь, по мнению Дениски, очень хорошая и интересная?» 1) корь 3) грипп 2) ветрянка4) ангинаСлайд №17:_______________________________________Какая болезнь, по мнению Дениски, очень хорошая и интересная? _______________________________________ Дети: Ветрянка.
Учитель: Вопрос №14: «С посещения какого животного каждый раз начинали свой визит в зоопарк Дениска с папой?» 1) слон 3) тигр 2) жираф 4) обезьянкаСлайд №18:________________________________________ С посещения какого животного каждый раз начинали свой визит в зоопарк Дениска с папой?________________________________________Дети: Это животное – слон.
Учитель: И вот настала очередь последнего вопроса викторины. Вопрос №16: «Собака какой породы была оставлена Дениске и Ваньке в залог только что отремонтиро-ванного велосипеда?» 1) пудель 2) боксёр 3) восточноевропейская овчарка 4) испанский такс
Итог урокаУчитель: Ребята, вы очень хорошо знаете «Денискины рассказы». Вы прекрасно работали, отстаивали свою точку зрения. Молодцы! А как вы думаете, почему на протяжении стольких лет эти рассказы пользуются необычайной популярностью?Дети: Они веселые. Мы себя узнаем в них.Учитель: Правильно! Они про вас. Я желаю вам, чтобы В.Драгунский был вами любим и чтобы вы всегда находили в его рассказах жизненные уроки.