ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ? (РОЛЬ АНТРОПОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ В.М.ШУКШИНА)Работу выполнила Степанова Гаплина Иосифовна, МОУ «Лицей №8 города Новоалтайска Алтайского края»
АКТУАЛЬНОСТЬ Неугасающий интерес к творчеству В.М.Шукшина;произведения писателя остаются фактом духовной жизни новой эпохи, сохраняют свою эстетическую ценность, обнаруживает неисчерпаемый нравственно-философский потенциал;необходимы исследования нетрадиционных методов и подходов к изучению творческого наследия и личности писателя;2009 год на Алтае назван именем В.М.Шукшина.
ЦЕЛЬ: проникнуть в творческий процесс отбора антропонимов и доказать их связь с идейно-художественными и эстетическими установками писателя
ЗАДАЧИ: проанализировать творчество Шукшина как единый текст, представляющий собой метатекст, по отношению к отдельным произведениям писателя;в качестве основополагающих моментов шукшинской модели социума выявить функции имен собственных в шукшинских произведениях;определить значение противопоставления имен «чудиков» и «античудиков» в шукшинской картине мира и моделирующий потенциал данной оппозиции в художественном мире писателя
Объект: литературное творчество ШукшинаПредмет: антропоним в художественном мире писателяПрактическая ценность работы: возможность использования в учебном процессе, при подготовке общих и специальных лекционных курсов по творчеству Шукшина, в работе спецсеминаровМетодологическая база: труды представителей краевого музея истории литературы, искусства и культуры Алтая: И.А. Воробьевой, Л.И.Василевской, Л.П. Епифанова и др.
ГИПОТЕЗА Предположим, что в произведениях художественной литературы свои имена, отчества, фамилии и прозвища персонажи получают в зависимости от общего замысла и той функции, которой каждый из них наделен автором. Данная гипотеза содержит предположение о том, что в именах действующих лиц заложены в скрытой форме разнообразные значения, которые раскрываются только в процессе анализа структуры произведения. Гипотеза не является противоречивой и доказуема
СТРУКТУРА РАБОТЫ: ВведениеГлава первая: «Способы и приемы номинации в творчестве Шукшина В.М.»Глава вторая: «Роль канонических имен в произведениях Шукшина В.М.»Глава третья: «Разговорно-просторечные варианты имен, отчеств, фамилий персонажей В.М. Шукшина»Заключение
Содержание работы: Введение Обоснование актуальности, методология анализа, выбор аспекта, характеристика целей и задач, структура работы
Глава первая: «Способы и приемы номинации в творчестве Шукшина В.М.» Рассмотрение способов и приемов номинации персонажей как средство выделения героя из числа других действующих лиц
Глава вторая: «Роль канонических имен в произведениях Шукшина В.М.» Наблюдения над составом русских канонических имен в произведениях Шукшина и выявление их функции в идейно-художественном замысле автора
Глава третья: «Разговорно-просторечные варианты имен, отчеств и фамилий персонажей В.М. Шукшина» Использование разговорно-просторечных номинаций и номинации ролевого типа как средства идентификации персонажа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Антропонимы в произведениях Шукшина оказываются функционально значимыми:они определяются повторяемостью этих имен в реальной жизни, которую отобразил писатель;канонические христианские имена в наибольшей степени распространены в деревне;через антропонимы автор выражает свое отношение к героям;способы идентификации персонажа являются аспектом социальной маркированности форм;вопросы номинации персонажа в произведении зависят от особенностей и динамики развития организующей их ситуации
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!