Творчество Антона Павловича Чехова А. П. Чехов – один из самых чудесных писателей на земле. А. Фадеев.
А. П Чехов. Художник В. А. Серов. 1902 год. Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. А. П. Чехов.
А. П. Чехов. Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живёте. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь. Я её не увижу, но я знаю, она будет совсем иная , не похожая на ту, что есть. А пока её нет, я опять и опять буду говорить людям: поймите же, как вы плохо и скучно живёте.
Афанасьев Э. С. –кандидат филологических наук. Личное бытие человека Чехов осмысливает как процесс становления его жизненного статуса (социально-профессиональное положение, убеждения, нравственные качества, личные свойства).
Житейская проза. Худ. Бакшеев. 1892-1893 Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье, и развиваются их жизни. А. Чехов.
«Бывают странные сближенья». И. С. Шмелёв А. П. Чехов. Худ. Н. З. Панов. 1903
Каждая встреча Чехова со Шмелёвым – это отдельная история. Рассказ «Как я встречался с Чеховым». Самый известный из трёх рассказов- первый, «За карасями». «Чехов тогда был ещё А. Чехонте, а я – маленьким гимназистом. Было это в Москве, в Замоскворечье».( Шмелёв).
А. С. Грин. А. П. Чехов.
Чехов, Шмелёв, Каверин… Наверное, их тоже можно было бы назвать «бледнолицыми братьями»: для читателя постперестроечной поры они оказались писателя одной литературной генерации. Грин написал повесть для детей «Ранчо «Каменный Столб». В этой повести было всё, о чём мечталось юным читателям: индейцы, перестрелки и скачки на горячих степных конях, вольный ветер странствий, находка клада и конечное торжество справедливости.
К рассказу «Злоумышленник». Худ. К. П. Ротова. 1929
Рассказы А.П. Чехова. «Дама с собачкой»
Рассказы А. П. Чехова.
Рассказы А. П. Чехова.
М. Горький и А. П Чехов. 1900 од А. М. Пешкову 3 декабря 1898, Ялта. «Вы художник, умный человек. Вы чувствуете превосходно. Вы пластичны… Это настоящее искусство…»
А. Чехов и Л. Н. Толстой в Гаспре. 1901 год. «Чехова как художника нельзя даже сравнивать с прежними русскими писателями – с Тургеневым, с Достоевским или со мною… Замечательно, что он никому не подражает и идёт своей дорогой». Толстой.
Чехов в кругу семьи. 1847. Таганрог.
Дом Чехова в Мелихове.
Москва. Здесь жил Чехов. Ныне Дом-музей.
Дача А. П. Чехова в Ялте, ныне Дом-музей.
А. П. Чехов с артистами Московского Художественного театра.
А. П. Чехов и О.Л.Книппер-Чехова. 1901 год.
А. П. Чехов в Ялте.
Биография писателя. 17 (29) января 1860 года родился в г. Таганроге в купеческой семье. 1867 год греческая школа. 1868-1879 таганрогская гимназия. 1876-1879 самостоятельная жизнь в Таганроге (учёба, театр, работа, начало творчества). 1879-1884 Московский университет, медицинский факультет. 1890 поездка на Сахалин. 1891, 1894, 1897, 1901 поездки за границу. 1892 поселился в приобретённой подмосковной усадьбе Мелихово, определяется основная тема творчества – равнодушие, символом которого стал «человек в футляре». 1898 пьеса «Чайка». Работа для Московского художественного театра. 1899 пьеса «Дядя Ваня». 1901 пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе О.Л. Книппер. 1902 переселяется в Ялту из-за болезни. 1903-1904 пьеса «Вишнёвый сад». 1904 скончался в Баденвейлере (Германия). Похоронен в Москве.
Особенности художественного мироощущения Чехова. Художественный талант Чехова формировался в 80-ые годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговорённость действует на читателя сильнее громких слов. Он сумел схватить общую картину жизни по мельчайшим её деталям. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». В коротких рассказах даёт явления жизни, которым посвятили романы Н.В Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н.Толстой. Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности.
Общая характеристика «новой драмы». Драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей. У писателя особое ощущение драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности. Возникает ощущение, что в нескладице отношений между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе. Всеобщее неблагополучие усиливается ощущениями всеобщего одиночества. Конфликт приглушён, поэтому нет деления на положительных и отрицательных героев.
Исторические истоки «новой драмы». Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного подъёма. Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию. Идёт неуклонное нарастание этого недовольства. Освободительные порывы становятся достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека. Беспокойство становится фактом повседневного существования людей.
Особенности поэтики «новой драмы». Нет ключевого события, судьбы героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение. Нет главного героя. Каждый герой ведёт свою партию, а целое рождается в созвучии множества равноправных подголосков (полифонизм). Новый подход в раскрытии человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья. Герой показан не в борьбе за достижение целей, а в переживании противоречий бытия. Слова героев имеют скрытый подтекст. Речь героев напевна, мелодична, поэтически напряжённа, чтобы создать общее настроение драмы. События в драмах даны как репетиция, идёт накопление сил, к решительным поединкам герои не готовы. Пьеса состоит из 4-х актов: медленное вступление, экспозиция к действию, идёт знакомство с героями; общий характер – лирическое раздумье, развиваются настроения, стремления героев; кульминация, действие оживленное, захватывающие события; действие замедляется. Будничное течение жизни, развязки нет.
Ю. Пименов. «Вишнёвый сад». Эскиз декорации. 1965.
1. Прошлое время в пьесе. Что представляют собой последние хозяева вишнёвого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим? Раневская Любовь Андреевна. (богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях, и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишнёвого сада, который предстоит продать за долги). Отличительные черты героини. Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить. В её характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. По отзывам окружающих «добрая, славная» женщина, простая, непосредственная. Доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях у неё нет глубины: настроение её мимолётно, она сентиментальна и легко переходит от слёз к беззаботному смеху. Она как будто чутка и внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за внешним благополучием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы её личного благополучия.
Гаев, брат Раневской. Безвольный, никчёмный, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая. Он сознаётся, что проел своё состояние на леденцах. Единственное его занятие – бильярд. Он весь погружён в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «Жёлтого в середину…Дублет в угол».
Представители прошлого. Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои – последние представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего. А. М. Горький: «Это люди эгоистичные, как дети, и дряблые старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя, ничего не понимая».
Кто из героев является представителем времени настоящего? Лопахин. (купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации). Огромная энергия , предприимчивость, широкий размах работы. Правильно разбирается в положении владельцев вишнёвого сада и даёт им практический совет, от которого хозяева сада отказываются. Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение. Прекрасней которого нет ничего на свете!». Место и значение Лопахина в пьесе. «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадает на пути, так и ты им нужен». Кто говорит о Лопахине?
С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьесы?Петя Трофимов. (бедный студент- разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь складывается нелегко. Его уже два раза увольняли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой). Живёт верой в светлое будущее родины. «Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперёд! Не отставай, друзья!» Петя остро видит сегодняшние беды и одушевлён мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он бескорыстен и трогателен, умён и справедлив. Но не герой. Монологи Пети не приводят ни к каким конкретным поступкам. Разглагольствующий пустозвон. Опровергает всё подряд, но ничего не может предложить взамен.
Выводы. Чехов не наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (героя дня сегодняшнего), ни студента Трофимова (смело заглядывающего в будущее). Никто их них не может спасти Россию, указать путь её развития и деятельно участвовать в её преображении.