Тема детства в рассказах Л.Н. Андреева «Петька на даче» и А.П. Чехова «Ванька» Цель работы: исследовать произведения русской классики в свете заявленной темы и сопоставить образы главных героев.
Задачи 1. Выявить сходства и различия в образах героев, в их судьбе. 2. Определить основные черты «маленького героя» и способы создания его характера. 3. Постараться понять, какие чувства испытывает автор, рассказывая о жизни своего героя.
Гипотеза: тема детства интересна многим писателям, так как «все мы вышли из детства», и нет никого , кто равнодушно наблюдал бы за тем, как складывается судьба «маленького героя» . Основные методы исследования: -сравнительно-сопоставительный, -контекстуальный анализ текстов произведений
Рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька» – это рассказ – воспоминание и рассказ – мечта одновременно.
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.
Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьёй на коленях. Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
Рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» – это рассказ - событие. Его содержание – отдельный момент жизни мальчика. Названием автор подчеркнул значимость центрального эпизода - пребывание на даче. Рассказ можно разделить на 3 части: Петька в городе. (Примерно 2,5 страницы.) Поездка на дачу. (4,5 страницы.) После возвращения с дачи.(1 страница.)
Два мира жизни
Вывод Героями рассказов Л. Н. Андреева и А. П. Чехова становятся мальчики, «которым отказано в детстве». Несмотря на свой возраст, они уже знают, что значит жить «в людях», ведь в будущем придётся полагаться только на себя. Но будет ли у них это будущее? Вопрос открытый. Перед нами авторы, которые неравнодушны к судьбе своих героев. Они не могут в ней ничего изменить, но и молчать они тоже не могут и поэтому рассказывают об этом, понимая: действительность страшна, потому что она лишает ребёнка радостей детства.