Всеволод Михайлович Гаршин «Attalea Princeps». Сказка о гордой и сильной пальме
Цели урока: Продолжить знакомство с литературной сказкой на примере произведения В. М. Гаршина «Attalea princeps» Знать содержание сказки и ее основную мысль Развивать навыки анализа художественного текста, внимательного отношения к слову
Что такое литературная сказка? Ориентированное на вымысел произведение Тесно связана с народной сказкой Принадлежит конкретному автору
«Лягушка-путешественница» «Сказка о жабе и розе»
«Пленница», 1876 год Прекрасная пальма высокой вершиной В стеклянную крышу стучит; Пробито стекло, изогнулось железо, И путь на свободу открыт…
Оранжерея Заключённые растения Тесно Отнимали друг у друга влагу и пищу Гнулись и ломались Не могли расти, куда хотят Воздух был неподвижен Вывод. Для растений оранжерея была настоящей тюрьмой, не зря автор называет растения «заключёнными».
Характеры растений В сказке Гаршина растения действуют как люди, у них даже разные рассуждения и мысли, разное отношение к происходящему.
Attalea Princeps Не родное имя Выше и красивее всех Гордая
Борьба пальмы за свободу «Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и решетки уже поддавались, хотя были сделаны из крепкого железа».
Какие мысли возникают после прочтения сказки? Все растения чувствуют боль, у всех есть душа. Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно. Противоречие мечты и обретённой реальности.
Контрастные линии в произведении Прекрасная оранжерея - растения-заключённые Образы директора и бразильца Растения - Attalea Гордость директора - гордость Attalea Мечта - реальность
Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вы пережили при чтении сказки В. М. Гаршина«Attalea Princeps»? Как они менялись? Почему?