Сергей Есенин - КРАСНОЯРСК 2011 -
“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”
Еще в ранних юношеских стихах (с.“Радуница”) автор предстает перед нами как пламенный патриот. Если крикнет рать святая:“Кинь ты Русь, живи в раю!”Я скажу: “Не надо рая,Дайте родину мою”. “Гой ты, Русь моя родная!”
«Любовь к родному краюменя томила, мучила и жгла.» С самого детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы.
Русь Есенина встает в тихих заревых вечерах, в багрянце и золоте осени, в рябине, в аржаном цвете полей, в необъятной сини небес. Русь Есенина в первых книгах стихов -смиренная, дремотная, дремучая, застойная, кроткая, - Русь богомолок, колокольного звона, монастырей, иконная.
Мир Руси для С.Есенина - это и мир крестьянских домов, в которых пахнет яблоком и медом», где «гудит за косогором на лугах веселый ляс», где радость коротка, а печаль бесконечна. В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.
Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и др.
Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период I мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба; пахари, уходящие на войну; девушка, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты — русская боль!” — восклицает поэт.
Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, “скверного”, “железного гостя”, перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”.
Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз: Милый, милый, смешной дуралей, Но куда он, куда он гонится?Неужель он не знает, что живых конейПобедила стальная конница?
С течением времени шире стал взгляд Есенина на жизнь. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. “Я брат вам по крови”, — обращается Есенин к грузинским поэтам.
Он утверждает: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”. Любуясь “голубой родиной Фирдоуси”, он ни на минуту не забывает о том, что “как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”.
Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, чувство интернационального единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце “любовь к родному краю” — такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.
Но и тогда,Когда на всей планетеПройдёт вражда племён.Исчезнет ложь и грусть,-Я буду воспеватьВсем существом в поэтеШестую часть землиС названьем кратким «Русь»
Есенин воспел Русь, как никто до него, воспел со всей несказанной красотой и поэтичностью ее природы и жизни, со всей ее патриархальностью и пережитками.
Так же как великий поэт не мыслил себя без родины, сегодня мы не можем себе представить родину без Есенина. Его стихи учат нас любить Россию, открывают нам ее простую и многоликую красоту.
Выполнила: Камила Пагиева, 11Г Спасибо за внимание - КРАСНОЯРСК 2011 -