Трудность составления антологии русского фольклора – в необычайном богатстве и разнообразии эпоса, драмы и лирики. И всё-таки существует некий поэтический фонд, с которым связывается понятие о «русском фольклоре». Он включает произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Исследователи давно отметили, что обращённый ко всем этим ценностям фольклор словно бы сопутствует всему кругу людского бытия – «от колыбели до могилы». Тут и детские годы, и юность, и середина жизни, заполненная трудом, и пора итогов, когда память овладевает человеком и былое проходит перед его мысленным взором. Трудность составления антологии русского фольклора – в необычайном богатстве и разнообразии эпоса, драмы и лирики. И всё-таки существует некий поэтический фонд, с которым связывается понятие о «русском фольклоре». Он включает произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Исследователи давно отметили, что обращённый ко всем этим ценностям фольклор словно бы сопутствует всему кругу людского бытия – «от колыбели до могилы». Тут и детские годы, и юность, и середина жизни, заполненная трудом, и пора итогов, когда память овладевает человеком и былое проходит перед его мысленным взором.
Сегодня мы расскажем вам о нескольких жанрах русского фольклора. На каждый жанр приведём несколько примеров. Сегодня мы расскажем вам о нескольких жанрах русского фольклора. На каждый жанр приведём несколько примеров.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это выражение мысли, к которым пришёл народ через вековой опыт. Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это выражение мысли, к которым пришёл народ через вековой опыт.
Пословица – самый любопытный жанр фольклора. Изучаемый многими учёными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица – народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Пословица – самый любопытный жанр фольклора. Изучаемый многими учёными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица – народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Поговорка – это широкое распространённое выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки лишены прямого обобщённого поучительного смысла и ограничены образным, часто иносказательным выражением(например, «как снег на голову», «бить баклуши»). В поговорках больше национального общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Часто наблюдаются переходы из пословицы в поговорку, например, такой переход: Легко чужими руками жар загребать - Чужими руками жар загребать.
Поговорки: Поговорки: Взглянет – лес повянет. Волк волку хвоста не отдавит. Таскать каштаны из огня. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. В девках курочка – в бабах дурочка. Без ручки кружечка – стаканчик. Пословицы: Семеро одного не ждут. За одного битого двух небитых дают. Обжёгшись на молоке дуют на воду. Ученье свет, а неученье тьма. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Хлеб – всему голова.
Былины являются эпическими песнями о русских богатырях, именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их черт, их подвиги и стремления. Каждая из этих песен говорит об одном эпизоде жизни богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства. Все известные нам былины делятся по месту своего происхождения на киевские («Вольга и Микула Селянович»), новгородские («Садко») и общерусские, более поздние. Былины являются эпическими песнями о русских богатырях, именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их черт, их подвиги и стремления. Каждая из этих песен говорит об одном эпизоде жизни богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства. Все известные нам былины делятся по месту своего происхождения на киевские («Вольга и Микула Селянович»), новгородские («Садко») и общерусские, более поздние.
Былички (бывальщины) – вид устной несказочной прозы: сравнительно небольшого объёма рассказы о разных сверхъестественных мифологических существах и связанных с ними фантастических событиях. В быличках необычайное подаётся как действительно происходившее, имевшее место в реальности – знакомые места, случай произошёл или с самим рассказчиком или с его знакомыми. Одни из известных – «Волга и Кама», «Чёрт», «В няньках у лешего». Былички (бывальщины) – вид устной несказочной прозы: сравнительно небольшого объёма рассказы о разных сверхъестественных мифологических существах и связанных с ними фантастических событиях. В быличках необычайное подаётся как действительно происходившее, имевшее место в реальности – знакомые места, случай произошёл или с самим рассказчиком или с его знакомыми. Одни из известных – «Волга и Кама», «Чёрт», «В няньках у лешего».
Частушка – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-хстрочная) песенка быстрого темпа исполнения. Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Тематика главным образом любовно бытовая. Возникнув впервые в русском фольклоре, частушки появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках. Частушка – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-хстрочная) песенка быстрого темпа исполнения. Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Тематика главным образом любовно бытовая. Возникнув впервые в русском фольклоре, частушки появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках.
Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору (сказочная проза). Миф, потеряв свои функции, стал сказкой. Сюжет фольклорной сказки, в отличии от сюжета литературной, существует во множестве текстов, в которых допускается некоторая степень импровизации рассказчика. У фольклорной сказки есть три признака: она всегда устная, коллективная и анонимная. Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору (сказочная проза). Миф, потеряв свои функции, стал сказкой. Сюжет фольклорной сказки, в отличии от сюжета литературной, существует во множестве текстов, в которых допускается некоторая степень импровизации рассказчика. У фольклорной сказки есть три признака: она всегда устная, коллективная и анонимная. Фольклорные сказки делятся на: О животных, растениях, предметах. Легендарные Бытовые Анекдоты Небылицы Докучные
В конце нашего выступления, хотелось обратиться к вам с просьбой не забывать о прошлом наших предков, интересоваться им и не бояться узнать что-то новое. А русский фольклор – это частичка нашей с вами истории, которую стыдно не знать. В конце нашего выступления, хотелось обратиться к вам с просьбой не забывать о прошлом наших предков, интересоваться им и не бояться узнать что-то новое. А русский фольклор – это частичка нашей с вами истории, которую стыдно не знать.