Обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Текст». Обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Текст».
Что такое текст? Что такое текст? Смысловая цельность текста. Тема и основная мысль. Способы связи предложений в тексте. «Данное» и «новое». Средства связи предложений в тексте (повтор, синонимы, местоимения). Повтор как средство связи предложений в тексте. Речевой недочёт.
Текст – ряд предложений, связанных Текст – ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Тема и основная мысль объединяют предложения текста и придают ему смысловую цельность. Тема и основная мысль объединяют предложения текста и придают ему смысловую цельность. Тема – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Часто тема отражается в его заглавии. В большом тексте тема распадется на микротемы.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Основная мысль может быть выражена в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.
Определите тему и основную мысль текста. Определите тему и основную мысль текста. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Проверьте себя, правильно ли вы понимаете, как строится текст. Прочитайте текст, вставляя там, где это необходимо, термин «данное» или «новое». Проверьте себя, правильно ли вы понимаете, как строится текст. Прочитайте текст, вставляя там, где это необходимо, термин «данное» или «новое». В тексте каждое предложение (кроме первого) распадается на 2 части- … и … . Предложение начинается с … . В нём в сжатом, свернутом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К … добавляется … , в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. … скрепляет предложения, … развивает мысль продвигает высказывание вперед. Так происходит развертывание текста.
Прочитайте текст. Найдите «данное» и «новое». Определите место «данного» и «нового» в предложении. Прочитайте текст. Найдите «данное» и «новое». Определите место «данного» и «нового» в предложении. Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Он был совсем настоящий, только маленький.
Постройте текст, используя «новое» в качестве «данного» каждого последующего предложения. Постройте текст, используя «новое» в качестве «данного» каждого последующего предложения. Определите способ связи предложений в тексте. Есть в России валдайский лес. … в ложбинке пробивается родник. Светлая вода из … течет ручейком. … мал. Но это – начало великой Волги.
По данному началу составьте один из текстов, используя параллельный способ связи предложений. По данному началу составьте один из текстов, используя параллельный способ связи предложений. Лесные жители готовились к зиме. … Утро было хмурое, холодное. … В лесу было нарядно и тихо. …
Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, его основную мысль. Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, его основную мысль. Неоправданное использование повтора приводит к однообразию, монотонности речи. В этом случае повтор является речевым недочетом.
Спишите текст, рисунки замените словами, повторяющиеся слова замените синонимами, местоимениями. Графически обозначьте орфограммы. Спишите текст, рисунки замените словами, повторяющиеся слова замените синонимами, местоимениями. Графически обозначьте орфограммы. Это было в сент…бре. Из полынного остро…ка выск…чил и, как шар, (по)катился (по)полю. кинулся на . быстро перевернулся на спину и ударил задними лапами. Я затаил дыхание и стал наблюдать за поединком, не зная, что придумает при очередном нападени… .
Учебник «Русский язык. 6 класс» / М.М. Разумовская и др. – М.: Дрофа, 2007 год. Учебник «Русский язык. 6 класс» / М.М. Разумовская и др. – М.: Дрофа, 2007 год. Учебник «Русский язык. 5 класс» / М.М. Разумовская и др. – М.: Дрофа, 2007 год. Русская речь: учебное пособие / Науч. Ред. В.В. Бабайцева – М.: Просвещение, 1993 год. Русский язык: учебник для 5 кл. / Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2004 год.