Русская литература на рубеже веков. Цель: дать представление о тенденциях русской литературы конца 19 начала 20 века, Дать толкование понятий «серебряный век», « модернизм», « декаданс».
Традиции литературы 18-19 веков в литературе рубежа веков. Великие гуманисты 19 века – Пушкин, Достоевский – дорожили Россией, исповедовали идеи соборности, согласия, гармонии всех классов и сословий, национальной целостности.
Куприн, Бунин, Короленко, Шмелев продолжали традиции Пушкина и Достоевского, привнося в литературу свою эстетическую новизну и уникальность. Воспитанные на духовной христианской культуре, они стали свидетелями внедрения в сознание русского общества различных философских идей и направлений, как русских, так и заимствованных.
Понятие «серебряный век» Серебряный век — период в истории русской культуры , хронологически связываемый с началом 20 века, совпавший с эпохой модернизма.Выражение было впервые употреблено в 1929 году Николаем Оцупом , русским поэтом и переводчиком , известным также успешной организаторской и издательской деятельностью в России и в эмиграции.
Первоначально определение «серебряный век» характеризовало вершинные явления поэтической культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся поэтов.Серебряный век Определение « серебряный век» относится и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия « культура рубежа веков».
Серебряный век
Направления в литературе на рубеже вековНеореализмАвторские раздумья о судьбах человека и мира предполагали сотворчество с читателями, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии. Пролетарская поэзияВ связи с развитием марксизма в России возникло направление в литературе, связанные с конкретными задачами социальной борьбы.Модернистские теченияМодернизм ( от фр. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и в искусстве по сравнению с искусством прошлого.Его цель : создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
Пролетарские поэты- своими произведениями привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения,- их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, способствовать идеологической подготовке к классовым боям.
Течения модернизмасимволизмакмеизмфутуризм
Я ненавижу человечество,Я от него бегу спеша.Мое единое отечество –Моя пустынная душа.
В статье « Партийная организация и партийная литература» ( 1905 г.) Ленин вводит принцип « партийной литературы» в противовес « литературному индивидуализму» : « литература не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела». Литература должна была стать, по словам Ленина, придатком политики, орудием борьбы, «управляемым винтиком одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса»
Ленин о свободе творчества О свободе творчества Ленин высказался так: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная ( или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».
Д.Философов увидел в статье Ленина «насилие над идеями, гнет над человеческой мыслью», «непоправимое умаление человеческой личности» Брюсов писал : « … поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы враги прогресса. Вы наши враги».
Московский кружок «Среда»
Чеховские традиции в творчестве писателей-реалистов - все герои ищут духовную гармонию, но никак не могут ее найти,- жизнь по какому-либо идеологическому шаблону, миропонимание, основанное на фиксированной системе ценностей, осмысливаются как пошлость,- отсутствие острых сюжетов,- героев на главных и второстепенных разделить можно весьма условно,- субъективная рефлексия ( самоанализ, размышления героев, осмысление ими своих поступков),- тонкая лирическая ирония.
Темы реалистической литературы Летопись народного разорения ( Короленко, Бунин, Лесков, Чехов) Политическая повесть ( Вересаев)Социалистический реализм ( Куприн, Мамин-Сибиряк, Серафимович)Изображение русского быта ( Бунин, Андреев, Куприн, Сологуб, Гиляровский)Отражение событий русской революции 1905-07 года ( Ремизов, Сергеев-Ценский, Зайцев)Реалистическая проза ( Шишков, Горький, Пришвин, Шмелев, Зайцев)