обучить учащихся видеть и находить в тексте средства эпического изображения, изобразительно-выразительные средства художественной речи, использовать эти знания при анализе произведения. обучить учащихся видеть и находить в тексте средства эпического изображения, изобразительно-выразительные средства художественной речи, использовать эти знания при анализе произведения. привить нравственные ценности, вывести учащихся на философский уровень прочтения рассказа о жизненных ценностях. развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи (географии, история), а также осуществлять преемственность в обучении, опираясь на полученные знания и личный опыт учащихся.
текст повести В. Распутина «Прощание с Матерой»; текст повести В. Распутина «Прощание с Матерой»; художественный фильм по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»; музыкальное сопровождение в исполнении Н. Гнатюка «Малиновый звон»; газетные статьи «А тут плавают ваши кресты…» (подтвердить вымысел правдой памяти); документальный фильм «Городские - деревенские».
-Газета «Рыбинская правда» за 29 апреля пишет: «Заполнение Рыбинского моря, начатое 14 апреля, продолжается. Вчера к 11 часам утра напор воды у переборской плотины достиг 12 метров. А в это время на другом конце, на самом краешке его чаши, четвероклассник Коля Иванов ещё бегал в школу по щиколотку в воде. Надо бы успеть сдать экзамены, и дед с бабушкой остались в деревне Марьино, где уже началось затопление.». -Газета «Рыбинская правда» за 29 апреля пишет: «Заполнение Рыбинского моря, начатое 14 апреля, продолжается. Вчера к 11 часам утра напор воды у переборской плотины достиг 12 метров. А в это время на другом конце, на самом краешке его чаши, четвероклассник Коля Иванов ещё бегал в школу по щиколотку в воде. Надо бы успеть сдать экзамены, и дед с бабушкой остались в деревне Марьино, где уже началось затопление.». И ещё один документ: «Трудящиеся Ярославской области под руководством областной партийной организации проделали большую работу по переносу строений, переселению из зоны затоплений 17 137 хозяйств и 493 населённых пункта, по отчистке ложа водохранилища площадью 4 817 км.кв.…».
Человеческая память прежде всего связана с местом, где родился, где вырос, откуда ушёл в жизнь. И несуразной кажется мысль о том, что это всё может исчезнуть. Человеческая память прежде всего связана с местом, где родился, где вырос, откуда ушёл в жизнь. И несуразной кажется мысль о том, что это всё может исчезнуть.
Мы дети XXI века, века скоростей, века науки и техники, века цивилизации. Мы дети XXI века, века скоростей, века науки и техники, века цивилизации. «Цивилизация добралась и до сибирской деревушки Матера,» - читаем строки из повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Чтобы построить ГЭС, решено было затопить эту древнюю деревушку. Должно уйти под воду всё:
Каждому поколению кажется, что оно делает что-то невиданное. Давайте поближе познакомимся с Матерой, её жителями, прислушаемся к их разговорам. Каждому поколению кажется, что оно делает что-то невиданное. Давайте поближе познакомимся с Матерой, её жителями, прислушаемся к их разговорам. Может быть, и правда не о чём жалеть, может быть, действительно правильное решение было принято, может, не придётся стыдится за свои поступки перед будущим? Может, человек больше обрёл, чем потерял? Это главные вопросы нашего урока.
Вопросы для обсуждения: Вопросы для обсуждения: 1. Смысл названия текста? (Матера - матерь) 2.Прошлое Матеры. С какой целью так подробно автор рассказывает о деревне? (Чем больше знаешь, тем дороже и роднее.) 3. Как ведут себя жители, с лёгкой ли душёй расстаются с корнями своими? (Тяжкое испытание, обнажается душа) 4. Анализ диалога между Дарьей, представителем старшего поколения, и Андреем, представителем молодых. (класс делится на две группы: первая группа отстаивает позицию Дарьи, вторая группа – позицию Андрея.).
Выступление учителя географии о Пермской ГЭС. (Построив Пермскую ГЭС, человек потерял редкие породы деревьев, трав, цветов, пастбища, частично нарушилась экология, увеличилась влажность, исчезли некоторые виды рыб, птиц. Но при этом, область имеет электричество. Цифры, факты.) Выступление учителя географии о Пермской ГЭС. (Построив Пермскую ГЭС, человек потерял редкие породы деревьев, трав, цветов, пастбища, частично нарушилась экология, увеличилась влажность, исчезли некоторые виды рыб, птиц. Но при этом, область имеет электричество. Цифры, факты.)
Показ видеозаписи отрывка из документального фильма «Городские - деревенские» с комментариями учителя (Затопили деревни, раскидали людей по миру. Потерялся хозяин, а с ним и ответственность за землю, за её будущее.Так решались судьбы людей. »). Показ видеозаписи отрывка из документального фильма «Городские - деревенские» с комментариями учителя (Затопили деревни, раскидали людей по миру. Потерялся хозяин, а с ним и ответственность за землю, за её будущее.Так решались судьбы людей. »).
Да, нужны нововведения, но всё это надо делать по-хозяйски, чтобы потом не захотелось «носом тыкать» в содеянное; с душой, думая о человеке, считаться с ним, чтобы мужика, с детства приученного к земле, уважающего крестьянский труд, переселяя в дома-коробки, не потерять, чтобы труд для него не перестал быть радостью, чтоб не жить в тоске по малиновому звону… Да, нужны нововведения, но всё это надо делать по-хозяйски, чтобы потом не захотелось «носом тыкать» в содеянное; с душой, думая о человеке, считаться с ним, чтобы мужика, с детства приученного к земле, уважающего крестьянский труд, переселяя в дома-коробки, не потерять, чтобы труд для него не перестал быть радостью, чтоб не жить в тоске по малиновому звону…