«Я была тогда с моим народом…»Поэма А.Ахматовой «Реквием»Урок литературы в 11 классе Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ № 388 СВАО г. Москвы Литвиновой Татьяны Ивановны
А. Ахматова «Реквием»
Тема урока: Поэма А.Ахматовой «Реквием»«Я была тогда с моим народом…»
Цели урока: 1.Познакомиться с поэмой «Реквием».2. Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа поэмы.3.Понять, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта.
Комментарий РеквиемReguiemРЕКВИЕМ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС) - (по начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis - Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса. РЕКВИЕМ | Толковый словарь Ожегова 1. У католиков: богослужение по умершему. 2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение.
История создания поэмы Поэма написана в 1935-1940гг. Один из почитателей Ахматовой вспоминает: «Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?» Она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти».
В 1962 году, когда все стихи были записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».В1963 году поэма была опубликована за границей.В 1987 году стала известна широкому читателю в России (через 22 года после смерти Анны Ахматовой)
Эпиграф (1961)Вместо предисловия (1957)Посвящение (1940)Вступление (1935)Основная частьI.«Уводили тебя на рассвете…» (1935)II.« Тихо льётся тихий Дон…» (1938)III.« Нет, это не я, это кто-то другой страдает…» (1939)IV.« Показать бы тебе, насмешнице…» (1938)V.« Семнадцать месяцев кричу…» (1939)VI.« Лёгкие летят недели…» (1939) VII. Приговор (1939) VIII. К смерти (1939)IX.« Уже безумие крылом…» (1940)X. Распятие 1. « Хор ангелов великий час восславил…(1938)2. «Магдалина билась и рыдала…» (1940) Эпилог1. « Узнала я, как опадают лица…» (1940)2. «Опять поминальный приблизился час…» (1940)
«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына» (А. Солженицын)Проблемный вопрос:Трагедия народа или трагедия матери и сына?
Вместо предисловия В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):— А это вы можете описать?И я сказала:— Могу.Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.1 апреля 1957Ленинград
Комментарий «В страшные годы ежовщины…»Николай Иванович Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 гг. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями.
Вместо предисловия В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):— А это вы можете описать?И я сказала:— Могу.Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.1 апреля 1957Ленинград
Посвящение
Какие художественные средства помогают описать материнское горе?антитезаДля кого-то веет ветер свежий,Для кого-то нежится закат – Мы не знаем, мы повсюду те же,Слышим лишь ключей постылый скрежетДа шаги тяжелые солдат.эпитетыТюремные затворысмертельная тоскапостылый скрежетшаги тяжелыепо столице одичалойневольные подруги осатанелых лет«каторжные норы»сравнения Подымались как к обедне раннеймертвых бездыханнейсловно с болью жизнь из сердца вынутсловно грубо навзничь опрокинут
А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…» Любовь и дружество до васДойдут сквозь мрачные затворы,Как в ваши каторжные норыДоходит мой свободный глас.
Библейские образы и мотивы в поэме Апокалипсис – библейская книга, содержащая пророчества о «конце света».
В книге Исайи сказано: «Горы сдвинутся и холмы поколеблются…»В «Откровении Иоанна Богослова» читаем:«И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих…»
Вступление Комментарий«И под шинами чёрных марусь…» - черная маруся - то же самое, что черный ворон, машина для перевозки арестованных (от англ.Blaсk Maria)
С помощью каких художественных средств Ахматова создает образ города? сравнениеИ ненужным привеском качалсяВозле тюрем своих ЛенинградэпитетыБезвинная РусьПод кровавыми сапогамиПод шинами черных марусьметафорыПесню разлуки паровозные пели гудкиБезвинная корчилась РусьЗвезды смерти стояли над нами
Библейские образы и мотивы в поэме «Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.«Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Из дыма вышла саранча на Землю…»
Лирическая героиняАвтор поэмыСтрадающая мать
Фольклорные традиции в поэме Плач – старинная обрядовая песня на похоронах, поминках, свадьбах. В первой главе – это плач матери по уводимому в тюрьму сыну, очень похожий на крестьянский плач по покойнику.
Комментарий «Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями выть…»
Как связан плач матери с фольклором во второй главе? Колыбельная песня – жанр устного народного творчества. Это песня, в которой мать, убаюкивая ребенка, часто представляет, каким будет его будущее.
Показать бы тебе, насмешницеИ любимице всех друзей,Царскосельской веселой грешнице,Что случится с жизнью твоей –Как трехсотая, с передачею, Под Крестами будешь стоятьИ своею слезою горячеюНовогодний лед прожигать.
Комментарий «…верх шапки голубой и бледного от страха управдома» – сотрудники НКВД носили фуражки голубого цвета. При обыске и аресте было обязательным присутствие управдома.
Распятие
Библейские образы и мотивы в поэме Близость «Распятия» к своему источнику – Священному Писанию закрепляется уже эпиграфом к главе: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».В Евангелии от Луки читаем: « …и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в Храме раздралась посередине». Адресованный Отцу вопрос Иисуса «Почто меня оставил?» также восходит к Евангелию. Слова же Иисуса «О, не рыдай Мене…» в тексте Евангелия обращены не к матери, а к сопровождавшим его женщинам, «которые плакали и рыдали о Нем».
Эпилог написан в жанре поминального плача, молитвы . Какие художественные средства использованы для этого?
Анафоры Как из-под век выглядывает страх…Как клинописи жёсткие страницы…Как локоны из пепельных и чёрных …И ту, что едва до окна довели,И ту, что родимой не топчет земли,И ту, что красивой тряхнув головой…О них вспоминаю всегда и везде,О них не забуду и в новой беде…Ни около моря, где я родилась…Ни в царском саду…Забыть громыхание чёрных марусь…Забыть, как постылая хлопала дверь…И голубь тюремный пусть гулит вдали,И тихо идут по Неве корабли.
А если когда-нибудь в этой странеВоздвигнуть задумают памятник мне ……здесь, где стояла я триста часовИ где для меня не открыли засов.Затем, что и в смерти блаженной боюсьЗабыть громыхание чёрных марусьЗабыть, как постылая хлопала дверьИ выла старуха, как раненый зверь.
Эпиграф Нет, и не под чуждым небосводом,И не под защитой чуждых крыл, -Я была тогда с моим народом,Там, где мой народ, к несчастью, был.1961
«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына» ( А.Солженицын)Проблемный вопрос:Трагедия матери и сына или трагедия народа?
Домашнее задание Продолжить размышление:Перечитывая «Реквием» я задумался…понял…пересмотрел…осознал…