Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразиеГлавное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Октября.В.Орлов
Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года.План урока:Исторические и политические предпосылки создания поэмы Стилистика и жанровое своеобразие поэмы Единство замысла и композицииКонтраст как основное средство изображения в поэме Система образов Изобразительно-выразительные средстваОбразы-символы.
Творческая история поэмы «Двенадцать»
Исторические и политические предпосылки создания поэмы Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»
«Сегодня я – гений!». «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее,что я написал. Потому что тогда я жилсовременностью».А. Блок (январь 1918 г.)
56-я записная книжка поэта
Смысл заглавия12
Стилистика, жанровое своеобразие поэмы12
Жанровое своеобразие поэмы«Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.
«Блок создал новую форму«Блок создал новую формуэпической поэмы, и новизнаформы находилась в прямойзависимости с новизнойсодержания.Философия революционной эпохи,как ее понимал Блок, былавоплощена в «Двенадцати всовершенно новой поэтическойсистеме, которая нашла своеотражение в новых ритмах, вновой стилистике, в лексике». Л. Дологополов
Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов. Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.
12
О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России – вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”». О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России – вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”».
Единство замысла и композиции Внешне поэма построена в соответствии с названием:она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами.
Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
Контрастность произведения Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», – резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.
Контрастность произведения
Основные образы поэмы12
Образ красноармейцев
Характеристика двенадцати2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель.11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом.12 глава – «идут державным шагом»
В первой главе мы слышимВ первой главе мы слышиммногоголосие: «- Ох, Матушка Заступница!Ох, большевики загонят в гроб!..Предатели!Погибла Россия…-Уж мы плакали, плакали…»
В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только«двенадцати»:«- Кто еще там? Выходи!..Кто в сугробе – выходи!..Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!..Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился ещев первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка,барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёспоявляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему.После первой главы пес появится в девятой:«Стоит буржуй на перекресткеИ в воротник упрятал нос.А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес».
Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической. Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Буржуи Известно, что к «буржуям» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он.. Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой...» – это дневниковая запись февраля 1918 года.
Образ Христа Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».
«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).
Изобразительно-выразительные средства12
«Музыка революции» «Слушайте музыку революции», − призывал Блок.В поэме и звучит эта музыка. Прежде всего, «музыка» уБлока – метафора, выражение«духа», звучание стихиижизни. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.
В поэме звучат интонации марша.В поэме звучат интонации марша.Слышен городской романс.Есть интонация плача.Часто встречается частушечный мотив.Прямо процитирована революционная песня.Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»
Образы - символы Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Символика: цвет: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг; число – «двенадцать»;старый мир – «пес безродный»; новый мир – двенадцать красногвардейцев, образ Христа.
Герои поэмыобрисованы лаконично и выразительно. Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб».Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель – /Вития…».Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый – /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?».Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Подробнее показана Катька. Здесь и внешность:
Полемика:«Своей поэму считали и красные и белые…» «12» «+» «-»1. В. Соловьев 1. И. Бунин «вульгарное, безобразное, больше ничего».2.М. Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа»«дневниковая запись революционных дней».3.А. Луначарский «Первое произведение о революции».