Перечёркнутая жизнь Мастерство изображения внутреннего мира персонажа в рассказе А. П. Чехова «Спать хочется»
Рассказ «Спать хочется»…Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор. А. П. Чехов
Задачи урока:Создать собственное истолкование образа Варьки. Убийство ребёнка совершила Варька, но однозначно ли мы осуждаем героиню?Осмыслить особенности изображения внутреннего мира героини рассказа. Оправдываем мы Варьку или осуждаем, зависит от мнения писателя. Отношение авт- ора раскрывается в специфике выражения внутреннего мира персонажей.
Словарная работаИнтерьерДуша человекаАффектВнутреннее пространство помещения, его убранствоВнутренний психический мир человека, его сознаниеСостояние сильного возбуждения, потери самоконтроля
СправкаВ 19 веке социальное явление «служение в людях» было широко распространено. Многих детей отдавали в услужение, так как они становились обузой для своей семьи; им необходимо было овладевать ремеслом и в дальнейшем устраивать свою судьбу. Жизнь «в людях» была крайне тяжёлой, так как дети, будучи бесправными, полностью зависимыми от хозяев, не могли оказывать сопротивление.
Жизнь «в людях»Василий Перов "Тройка"Владимир Маковский "Свидание"
«Жизнь в людях»Девочкам «в людях» жилось труднее, потому что их брали в качестве прислуги, ничему не обучали, а шансы устроиться в будущем были ничтожно малы .Тяжкая женская доля постигалась девочками сызмала.
Варька – главная героиня рассказаКакой промежуток охватывает время действия рассказа?Почему у нас, читателей, возникает ощущение, что в эти сутки с небольшим писатель уместил почти всю жизнь тринадцатилетней Варьки?Иллюстрация Т.В. Шишмарёвой к рассказу А. П. Чехова "Спать хочется"
Исследовательская работа (анализ текста в группах)1-я группа – работа с портретом.2-я группа – работа с пейзажем.3-я группа – работа с интерьером.4-я группа – работа с речью персонажей.Иллюстрация Т.В. Шишмарёвой к рассказу А. П. Чехова "Спать хочется"
Результат работы первой группыПортрет дан скупо. Старушечья поза, ничего не выражающие глаза, одеревеневшие лицо и шея – всё это свидетельствует о том, что Варька перестаёт ощущать себя живой, усыхает, опредмечивается, постепенно умирает, так что жизни в ней практически нет.
Результат работы второй группыПейзаж присутствует лишь во сне, в воспоминаниях девочки.Природа была в прежней жизни девочки.После смерти отца мир темнеет, начинает сужаться (описание мрачной дороги в город).Тёмный лес по краям дороги символизирует тяжёлые жизненные обстоятельства, которые гонят девочку в город.Прежний светлый мир сузился до грязного шоссе.
Результат работы третьей группыИнтерьер – свидетельство того, как узок мир Варьки и как скудна её жизнь.Всё сведено в одну комнату, в замкнутое пространство которой не проникает ничего хорошего.Комнатка – символ души девочки, её жизни.Семь раз в тексте повторяется значимая деталь – «верёвка, тени от панталон и пелёнок. Зелёное пятно от лампадки».Акцентируя наше внимание на верёвке, Чехов подводит к мысли, что жизнь девочки перечёркнута.
Результат работы четвёртой группыРечь Варьки отсутствует, героиня лишь мурлычет колыбельнуюБессловесность говорит о её безликости.Вся речь принадлежит её хозяевам (сплошь приказы, побудительные предложения, 12 глаголов повелительного наклонения, грубые обращения, нет ни одного вопроса, в котором бы выражалось человеческое участие).
«В рассказе идёт речь о двух убийствах: убийстве ребёнка и убийстве души девочки». В. Теуш.Можно ли согласиться, что душу Варьки убили?Как воспринимает Варька плач ребёнка в первую ночь? А во вторую?Почему девочка решает убить младенца?Осознаёт ли она свой поступок?
Творческая работаА.П. Чехов заканчивает рассказ многоточием, предоставляя читателю решать, что было с героиней дальше. Попробуйте домыслить рассказ и напишите к нему окончание (несколько предложений).Какие аргументы вы привели бы в оправдание Варьки?
Домашнее заданиеНаписать сочинение-миниатюру «Что нового мне открылось в творчестве А. П. Чехова».
Спасибозавнимание!