PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» 
Описание слайда:

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» 

№ слайда 2 История создания
Описание слайда:

История создания

№ слайда 3 Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Это поэтическое
Описание слайда:

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Это поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.

№ слайда 4 Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московск
Описание слайда:

Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус».

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу сос
Описание слайда:

Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из шести перемежающихся двустишийКакова композиция стихотворения?

№ слайда 7 Каковы центральные образы стихотворения и как они связаны с его композицией?
Описание слайда:

Каковы центральные образы стихотворения и как они связаны с его композицией?

№ слайда 8      «Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в
Описание слайда:

     «Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них.

№ слайда 9 Как по смыслу различаются первое и последнее двустишия каждого четверостишия?При
Описание слайда:

Как по смыслу различаются первое и последнее двустишия каждого четверостишия?Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

№ слайда 10 Анализ 1 строфы    Белеет парус одинокой     В тумане моря голубом!..     Что ищ
Описание слайда:

Анализ 1 строфы    Белеет парус одинокой     В тумане моря голубом!..     Что ищет он в стране далекой?     Что кинул он в краю родном?Какую картину мы представляем, когда читаем эти строки? Какие художественные средства использует автор?

№ слайда 11 Рисунок М.Ю.Лермонтова
Описание слайда:

Рисунок М.Ю.Лермонтова

№ слайда 12      В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с
Описание слайда:

     В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:      Что ищет он в стране далёкой,      Что кинул он в краю родном?      Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении.     Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.

№ слайда 13 Анализ 2 строфыИграют волны, ветер свищет,И мачта гнется и скрипит…Увы, он счаст
Описание слайда:

Анализ 2 строфыИграют волны, ветер свищет,И мачта гнется и скрипит…Увы, он счастия не ищет,И не от счастия бежит!Как меняется картина моря, а вместе с ней звуковая гамма стихотворения и чувства лирического героя??

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15      Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы
Описание слайда:

     Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:      Увы! Он счастия не ищет      И не от счастия бежит.

№ слайда 16 Анализ 3 строфы     Под ним струя светлей лазури,     Над ним луч солнца золотой
Описание слайда:

Анализ 3 строфы     Под ним струя светлей лазури,     Над ним луч солнца золотой...     А он, мятежный, просит бури,     Как будто в бурях есть покой!Какая мысль звучит в последнем четверостишии и какая картина ей соответствует?

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с б
Описание слайда:

Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.     И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:      А он, мятежный, просит бури,      Как будто в бурях есть покой!

№ слайда 19 Какими красками создаётся пейзаж в «Парусе» и какова роль этих красок?     Приро
Описание слайда:

Какими красками создаётся пейзаж в «Парусе» и какова роль этих красок?     Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус). Но, в основном, стихотворение «окрашено» в голубоватые тона: это впечатление усиливают лазурные волны, по которым мчится парусник, голубой туман. А голубой цвет символизирует несбыточность, невозможность исполнения желаний, ведь голубая мечта не только самая заветная, но и несбыточная…

№ слайда 20 Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значен
Описание слайда:

Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости.Из каждого четверостишия выпишите глаголы. Какова их роль?1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит»3-е четверостишье: парус – «просит бури»

№ слайда 21 В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах приро
Описание слайда:

В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению.2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».

№ слайда 22 Какими эпитетами автор характеризует лирического героя и как это связано с основ
Описание слайда:

Какими эпитетами автор характеризует лирического героя и как это связано с основной мыслью стихотворения?Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!      Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру. 

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24 Определите размер стихотворения.Четырёхстопный ямб с пиррихием, придающий стихот
Описание слайда:

Определите размер стихотворения.Четырёхстопный ямб с пиррихием, придающий стихотворению музыкальность. Неслучайно композитор А.Варламов написал к нему музыку.

№ слайда 25
Описание слайда:

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru