Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891) Обломов и «обломовщина» (по роману «Обломов»)
Обломовщина в романе В контексте романа обломовщина трактуется по-разному. В социальном аспекте, с одной стороны, это проявление пороков крепостничества, помещичьей жизни. С другой стороны, это национальное явление, которое может рассматриваться с позиций русской ментальности, русского национального характера. Однако обломовщина – это и психологическое явление, характерное для людей определённого психологического типа. Соединив в себе эти аспекты, обломовщина иллюстрирует «бегство от реальности», жизнь в иллюзорном мире, сознательный отказ от жизненной активности. Обломовский идеал жизни – гармония «ума» и «сердца», эмоционального и рационального, которая проявляется в покое. Этот идеал сложился у героя ещё в детстве, описание которого дано в «Сне Обломова».
Детство Обломова
В семье Обломова
Илюша Обломов с няней
«Сон Обломова» (9 глава I части) Глава, из которой родился роман. «Сон Обломова» - сердцевина романа, занимает центральное место в идейном отношении, так как показывает, что такое «обломовщина». Во сне показана обстановка, в которой проходило детство главного героя.
Жизнь обломовцев На фоне спокойной природы русской равнины протекает замедленная жизнь людей. Реки медленно текут по равнине. Медленно течёт сама жизнь. Ни землетрясений, ни наводнений, ни катастроф. Ребёнок Илюша Обломов розовощёкий, толстый, ленивый, избалованный. Все домашние добрые, милые, заботливые. Смысл жизни – хорошая сытная еда. Наслаждение, отдых, сон, дрёма – так жили все и всегда. Рождение, крестины, сватовство, венчание, рождение детей, медленное угасание. Нет разницы, летний жаркий день или холодный зимний вечер. Илья Обломов взрослеет, но также окружён мамками, няньками, слугами. Ему шагу не дают шагнуть на волю. Оберегают его от внешних невзгод, в том числе и от такого несчастия, как учение.
«Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упреков, найти виноватого вне себя и на него обратить жало их. Но на кого?…. -Отчего же я такой? – почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову под одеяло, - право… -И я бы тоже…хотел…что-нибудь такое…разве природа уж так обидела меня…да нет, слава богу…жаловаться нельзя…». И.А. Гончаров Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа?
У Т Р О Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце еще не высоко. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи – от всего побежали далеко длинные тени. В саду и на дворе образовались прохладные уголки, манящие к задумчивости и сну. Только вдали поле с рожью точно горит огнем. Да речка так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. П О Л Д Е Н Ь Полдень знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжет траву. Воздух перестал струиться и висит без движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; над деревней и полем лежит невозмутимая тишина – все как будто вымерло…В двадцати саженях слышно, как пролетит и прожужжит жук, да в густой траве кто- то все храпит, как будто кто-нибудь завалится туда и спит сладким сном. В Е Ч Е Р А солнце уж опускалось за лес;… предметы теряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной... , которая одна монотонно чирикала. Но все реже и реже, …наконец свистнула слабо … и заснула. Все смолкло... Река тоже присмирела; …стала неподвижно. Что общего в этих пейзажных зарисовках? С какой целью автор использует пейзаж? У Т Р О Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце еще не высоко. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи – от всего побежали далеко длинные тени. В саду и на дворе образовались прохладные уголки, манящие к задумчивости и сну. Только вдали поле с рожью точно горит огнем. Да речка так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. П О Л Д Е Н Ь Полдень знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжет траву. Воздух перестал струиться и висит без движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; над деревней и полем лежит невозмутимая тишина – все как будто вымерло…В двадцати саженях слышно, как пролетит и прожужжит жук, да в густой траве кто- то все храпит, как будто кто-нибудь завалится туда и спит сладким сном. В Е Ч Е Р А солнце уж опускалось за лес;… предметы теряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной... , которая одна монотонно чирикала. Но все реже и реже, …наконец свистнула слабо … и заснула. Все смолкло... Река тоже присмирела; …стала неподвижно.
О Б Л О М О В К А СОН ЕДА ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА «Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады» «Три главных акта жизни: родины, свадьба, похороны….Все отправлялось с такою точностью, так важно и торжественно» «И так жизнь по этой программе тянется беспрерывной однообразною тканью, незаметно обрываясь у самой могилы. » С У Е В Е Р И Я «В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам…так сильна вера в чудесное!» Н Р А В Ы привязанность к одному месту; замкнутость; равнодушие к остальному миру «интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими» «ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти... не волновали их» «были до крайности скупы, денег тратить не любили» «главною заботою была кухня и обед» «об обеде совещались целым домом» «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке» «Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.» О Б Л О М О В К А «Что привлекает вас в Обломовке и ее обитателях, а что вы не принимаете?»
В чем обломовцы видели смысл жизни? «…понимали её (жизнь) не иначе, как идеалом ПОКОЯ и БЕЗДЕЙСТВИЯ, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками…» «Они сносили труд как наказание…, но любить не могли, и где были случаи, всегда от него избавлялись» «Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: от того всегда и цвели здоровьем и весельем» «Норма жизни была готова и преподана им родителями» «Ничего не нужно: ЖИЗНЬ КАК ПОКОЙНАЯ РЕКА ТЕКЛА МИМО НИХ; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления»
«став на колени и обняв его одной рукой, мать подсказывала ему слова молитвы» «начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками» «начали осыпать его ласками и поцелуями» «мать…разговаривает о будущности Илюши, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи….сулит ему золотые горы» «мать задавала себе и няньке задачу: выходить здоровенького ребенка, беречь от простуды, от глаза и от других враждебных обстоятельств. Усердно хлопотать, чтобы дитя было всегда весело и кушало много» «ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни» «Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали …даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями…, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, чтобы только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства» В чем сущность обломовской системы воспитания? Л Ю Б О В Ь Б Е З Д Е Й С Т В И Е Ч У В С Т В О ИЗБРАННИЧЕСТВА: «Я-ДРУГОЙ» И Ж Д И В Е Н ЧЕ С Т В О О П Е К А
Иллюстрация В.Табурина , журнал «Нива», 1898 г. Каким предстает Илюша Обломов в детстве? Какие задатки были даны герою от рождения?
ОБЛОМОВЩИНА ПАРАЗИТИЗМ НЕПОДВИЖНОСТЬ ЛЕНЬ ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ ПОЭЗИЯ Какие черты характерны для «обломовщины»?
Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа? «По мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего человека. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания. Нет никаких намеков на способность героя противостоять сложившемуся порядку жизни: более того, сами потенциальные задатки сопротивления среде (природная живость, любознательность) подавляются в ребенке воспитанием». Е.А.Краснощекова
Обломовщина как тип жизни а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты; б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ; в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру; г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.
ДИВАН «Но цвет жизни распустился и не дал плодов» ОТСТАВКА Увлечение книгами, 1-1,5 года, охлаждение УВЛЕЧЕНИЕ СВЕТОМ «Радовался пустякам и от пустяков же страдал» СЛУЖБА «Жизнь разделялась на 2 половины: скука и труд – синонимы, покой и мирное веселье» (философия Обломова) ПОДГОТОВКА К СЛУЖБЕ «Высокие мечты о роли в обществе» В О С Х О Ж Д Е Н И Е К Д И В А Н У
Жизнь Обломова — круг, напоминающий протяжный [О] в его имени: “ОблОмОв”
Любимый диван
Халат
Порядок в доме
Обломова больше устроил мещанский быт в доме статской советницы Пшеницыной: он видел, лежа на диване, как ее пухлые проворные руки умело делали все в его пользу, и он рад был, что его привычки уважены; Агафья Матвеевна чтила в нем “высокородного” барина — именно то, что практически ничего не значило в глазах других.
Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина ?» «История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины».
Жизнь в имении оказала огромное влияние на Илью Ильича. Именно она определила поэтическое начало в его характере, его представления о семейной жизни. Герой стремится к духовной жизни, которая складывается вокруг семьи и любви. Человек, душа которого «чиста и ясна, как стекло», «благородный и нежный», Обломов не принимает мир ограниченного и бездуховного общества и по-своему (пассивно) сопротивляется ему.
Сведения о презентации Использованные материалы: 1. «Все герои произведений русской литературы» Словарь-справочник, издательство «АСТ» 2000 год 2. «Русская литература XIX века в 10 классе» Часть первая Учебник, издательство «Московский Лицей» 2003 год 3. «Поурочные разработки по русской литературе Первая половина XIX века» Методическое пособие, издательство «ВАКО» 2002 год 4. «Литература в 10 классе. Урок за уроком» Методическое пособие, издательство «Русское слово», 2003 год 5. «Русская литература XIX – XX веков» Учебное пособие для поступающих в вузы, издательство МГУ, 2003 год 6. Художественный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»