Н.В.Гоголь (человек и писатель) У меня болит сердце, когда я вижу, как заблуждаются люди. Толкуют о добродетели, о Боге, а между тем не делают ничего.1809 - 1852
Биография Н.В. ГоголяТворчество Н.В. ГоголяПортреты разных летТайна смерти Н.В. ГоголяИллюстрации к произведениям
Дом, где родился Н.В. ГогольРодился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканьки.
Родители Н.В. Гоголя Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла в четырнадцать лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.
Гимназия в Нежине В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях, пробует себя и в различных литературных жанрах.
Петербург. Первые литературные опыты. После окончания Нежинской гимназии отправляется в Петербург. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.
Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Вечер накануне Ивана Купала" (1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического романа" (1831 г.), "Учитель. Из малороссийской повести: "Страшный кабан" (1831 г.), "Женщина" (1831 г.). Повесть "Женщина" стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора.
В июне 1834 был определен адъюнкт-профессором при Санкт-Петербургском университете. Одновременно с педагогической работой и трудами по истории, он пишет повести, составившие впоследствии сборник "Миргород".
Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского, а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля.
В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.
В сентябре 1839 г. Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" в присутствии своих старых друзей. В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет. После первых похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в клевете на действительность. Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу, - период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж. В конце июня 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома «Мертвых душ». Впоследствии Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.
Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, готовится к паломничеству к святым местам. В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии.
Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре. Гоголь был погребен в Донском монастыре. После революции останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.
Тайна смерти Гоголя Доцент Пермской медицинской академии М. И. Давидов проанализировал 439 документов, изучая болезнь Гоголя, и пришел к выводу, что в течение последних 20 лет жизни Гоголь страдал маниакально-депрессивным психозом. У писателя были периоды необычайно веселого настроения - гипомании. Они сменялись приступами жестокой тоски и апатии – депрессии. Психическое заболевание протекало, маскируясь под различные соматические (телесные) болезни. Больного осматривали ведущие медицинские светила. Выставлялись мифические диагнозы: "спастический колит", "поражение нервов желудочной области", "нервическая болезнь" и так далее. Естественно, лечение этих мнимых болезней эффекта не давало.
– До сих пор многие думают, что Гоголь умер воистину ужасно. У него якобы наступил летаргический сон, принятый окружающими за смерть. И он был похоронен заживо. А затем умер от недостатка кислорода в могиле. Это не более, чем слухи, в их появлении частично виноват сам Николай Васильевич. При жизни он страдал тафефобией – страхом погребения заживо, поскольку с 1839 года, после перенесенного малярийного энцефалита, был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном. Патологически боялся, что во время подобного состояния его могут принять за умершего. Более 10 лет он не ложился в постель. Ночами дремал, сидя или полулежа на диване. Не случайно в "Выбранных местах из переписки с друзьями" он написал: "Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения".
В периодической печати встречаются утверждения, что при эксгумации обнаружилось, что обшивка гроба как будто вся исцарапана и изорвана. Тело писателя неестественно скручено. На этом и базируется версия, что Гоголь умер уже в гробу. – Чтобы понять ее несостоятельность, достаточно вдуматься в следующий факт. Эксгумация проводилась спустя почти 80 лет после захоронения. При таких сроках от тела остаются лишь костные структуры, не связанные друг с другом. А гроб и обивка изменяются настолько, что определить какое-либо "исцарапывание изнутри" совершенно невозможно.
С начала февраля 1852 года Николай Васильевич практически полностью лишил себя пищи. Резко ограничил сон. Отказался от приема лекарств. Стал уединяться, желая и в то же время со страхом ожидая смерти. Он свято верил в загробную жизнь. Поэтому, чтобы не оказаться в аду, ночи напролет изнурял себя молитвами, стоя на коленях перед образами. Великий пост начал на 10 дней раньше, чем полагалось по церковному календарю. По существу это был не пост, а полный голод, продолжавшийся три недели, до самой смерти писателя.
С начала февраля 1852 года Николай Васильевич практически полностью лишил себя пищи. Резко ограничил сон. Отказался от приема лекарств. Стал уединяться, желая и в то же время со страхом ожидая смерти. Он свято верил в загробную жизнь. Поэтому, чтобы не оказаться в аду, ночи напролет изнурял себя молитвами, стоя на коленях перед образами. Великий пост начал на 10 дней раньше, чем полагалось по церковному календарю. По существу это был не пост, а полный голод, продолжавшийся три недели, до самой смерти писателя.
творчество Он верил в силу художественного слова,могущего указать путь к нравственному возрождению.
Имя Гоголя стало известнымпосле выхода в 1831годусборника "Вечера на хутореблиз Диканьки".«Ночь перед рождеством»«Сорочинская ярмарка»«Пропавшая грамота»«Майская ночь»
Сборник "Миргород" «Тарас Бульба»«Старосветские помещики»«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Сборник "Петербурские повести"«Шинель»«Портрет»«Коляска»
Поэма "Мертвые души" Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку Русь…
Драматические произведения «Женитьба»«Ревизор»
Иллюстрации к произведениям Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Петербургские повести»
Комедия «Ревизор»
«Мертвые души»
«Тарас Бульба»
Портреты разных лет
Алексей Венецианов. Портрет Н.В.Гоголя 1834г. Художник точно передал тогдашний облик писателя: он одет по моде, с щегольством, с модной прической (кок), восторженный, добродушно-веселый, хотя и не без «доли лукавства». Сделанный с натуры портрет молодого Гоголя уникален. Он был обнаружен в конце 1870-х годов на столе Н.А.Некрасова после его смерти.
А.С.Пушкин. Портрет Н.В.Гоголя 1836г. Здесь Гоголь выглядит старше, чем у Венецианова, в нем нет франта-романтика. Пушкин, тонкий художник-портретист, передал – даже без зрачка глаз – серьезную зрелую мысль, и уже без лукавства. Полагают, что портрет сделан в 1836 г., чему своеобразное и даже неожиданное подтверждение – портретная зарисовка Гоголя с натуры Петра Каратыгина 1836 г.
Петр Каратыгин. Гоголь на репетиции «Ревизора» 1836г. В рисунке Петра Каратыгина – живой, не позирующий Гоголь, к которому автор относится мягко и сочувственно. Гоголь здесь такой, каким он оказался в реальной ситуации, и в этом его документальная ценность.
Эммануил Мамонтов. Н.В.Гоголь читает «Мертвые души» 1839г. В 1839 г. Гоголь приезжает в Москву. Здесь в доме П.В.Нащокина он читает «Мертвые души». Современники писали, что Гоголь обладал незаурядным актерским талантом и для друзей читал свои сочинения в лицах, играл их, как на сцене, с паузами, меняя ритм речи и интонации.
Федор Моллер. Портрет Н.В.Гоголя. 1841г. Гоголь в Италии заказывает для свой матери портрет художнику Ф.Моллеру. В портрете выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а характер нарядного костюма и прическа придают некую достойную и благородную светскость. Для этого портрета Гоголь хотел выглядеть именно таким.
Александр Иванов. Н.В.Гоголь. «Кающийся». Фрагмент Эскиза. 1838 г. В Италии судьба свела Гоголя с художником А.Ивановым, когда тот писал «Явление Христа народу». Мысль о введении Гоголя в картину запечатлена в эскизе того же года в фигуре кающегося (ближайшего к Христу).
Александр Иванов. Портрет Н.В.Гоголя. На исходе 1840 г. в судьбе Гоголя, как он сам говорил, вырисовывается «верный путь, начертанный свыше, укрепленный мыслью и духом». Гоголя этого времени мы видим глазами гениального Александра Иванова. О Гоголе 1840-х П.В.Анненков писал: «Гоголь постарел, но приобрел особенного рода красоту, красоту мыслящего человека, хотя и печать усталости; но и общее выражение как-то светлее и спокойнее прежнего. Это было лицо философа». Эти слова могут служить характеристикой портрета.
Работа выполнена учащимися 8 д класса МОУ СОШ № з Руководитель: учитель русского языка и литературы Эйхлер Галина Александровна