Новаторство Н.А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Нигде эта органическая связь поэзии Некрасова с фольклором не проявляется так явственно, как в поэме «Кому на Руси жить хорошо?».В. Е. Евгеньев-Максимов.
Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привилось услыхать из уст его, и я затеял поэму «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни ”, – рассказывал Некрасов журналисту П.Безобразову.
«Русские песни, предания, пословицы, суеверные страхи, наконец русские сказки без сомнения заслуживают большего внимания: они – память нашего давно минувшего, они- хранилище русской народности», - писал Н.А. Некрасов в одной из своих рецензий в 1841 году.
Художественные особенности поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий; включает в себя сказки, былины, песни, загадки, пословицы и поговорки и т. д.
Элементы фольклора а) сказочный зачин б) элементы волшебства в) постоянные эпитеты г) поговорки, пословицы, загадки д) сравнения
Сказочный зачин Зачин – традиционное начало сказки: В каком году – рассчитывай…Многие русские народные сказки начинались похожим образом: В некотором царстве, в некотром государстве. Жили-были. Давным-давно…
Элементы волшебства Почти все герои названы по именам, а фамилии не указываются магическое число 7 (мужиков, филинов, деревьев)Пахом подбирает птенчика и беседует с ним, а затем и с пеночкой, которая в качестве выкупа за птенца даёт скатерть-самобранку, тайное место с «волшебной коробкой»словная форма обращения к скатерти похожа на формулу обращения Емели к щуке в сказке «По щучьему веленью»; «две дюжие руки»; запрет пеночки, запрет и его нарушение
Пословицы и поговорки «Мужик, что бык…» Пословица характеризует качество характера простого мужика, его упрямство, упорство, настойчивость. В современной речи можно встретить выражение: упрям, как бык .«Пташка малая, а коготок востёр». и т. д. («Маленький, да удаленький»)
Загадки В словаре Даля мы находим такую загадку, подслушанную у народа«Живёт без тела, говорит без языка,плачет без души, смеётся без радости;никто его не видит, а всяк слышит»(отголосок)У Некрасова:«Никто его не видывал,А слышать всякий слыхивал,Без тела – а живёт оно,Без языка – кричит»(эхо)
Приметы, поверья. Поверье – идущее из старины, живущее в народе убеждение, вера в примету. Примета – явление, случай, которые в народе являются предвестием чего-нибудь.«Ну, леший шутку славную над нами подшутил». Леший – в славянской мифологии: человекообразное, сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный человеку. Раньше крестьяне искренне верили в существование нечистой силы и мифологических существ, поэтому такие поверья бытовали везде.В настоящее время можно услышать такие выражения: леший попутал, иди ты к лешему (уходи), какого лешего? (выражение досады), леший его знает (кто его знает) – все они используются в просторечном стиле.
Постоянные эпитеты Эпитет – образное определение предмета столь частые в народном языке и в народной поэзии (солнце красное, тени чёрные, зайка серенький, лисица хитрая)
Олицетворение разновидность эпитета, когда неживому приписываются свойства живого; «а эхо вторит всем», ворон «сидит да чёрту молится», «сама лисица хитрая, по любопытству бабьему, подкралась к мужикам, послушала, послушала…»
Сравнение и гиперболизация «А их глазищи желтые// Горят, как воску ярого// Четырнадцать свечей», часто такие сравнения с сильным преувеличением использовались в былинах (а глазищи, словно чашищи)
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!Сила в ней скажется Несокрушимая! Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь!..
Домашнее задание:Выучить отрывок «Русь» наизусть, написать эссе на тему «Фольклорные традиции в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»