Нил Гейман – популярный английский автор современной прозы. Роман «Американские боги» (2001 г.) ввёл его в число наиболее маститых авторов. Но самому Гейману больше нравится писать мистические истории и волшебные сказки – странные, готичные, иногда пугающие, но всегда добрые.
Кроме книг для взрослых Гейман пишет и произведения для детей и подростков, такие как повесть «Коралина», по которой был снят замечательный мультипликационный фильм «Коралина в Стране Кошмаров».
Другой книгой для юношества стал роман «История с кладбищем», в оригинальном названии которого (The Graveyard Book обыгрывается название знаменитой The Jungle Book, т.е. «Книги джунглей» Киплинга).
Если у Киплинга человеческий детёныш был усыновлён волчьей стаей, то у Геймана малыша по имени Никто Оуэнс защитили от убийцы, уничтожившего всю его семью, и усыновили призраки, обитающие на старинном заброшенном кладбище. Каковы же причины, по которым можно рекомендовать книгу с таким странным для сказки сюжетом?
Увлекательная история Нил Гейман – мастер повествования. Читатель с неослабевающим вниманием следит за взрослением главного героя, участвует во всех его приключениях, будь то путешествие в иной мир, или попытка учиться в обычной школе.
Великолепный язык Гейман соединяет в себе современную фантастику с языковой сокровищницей классической прозы. Простой, но вместе с тем богатый, образный язык, прекрасно переданный русскими переводчиками, выгодно отличает книгу от массы произведений коммерческой литературы.
Доброта Жестокое убийство, атмосфера кладбища… И вместе с тем вся книга проникнута духом доброты и милосердия. Вампир, обитающий на кладбище, рискуя своим существованием, защищает незнакомого мальчика от убийц; обитатели кладбища помогают ему в меру своих призрачных сил, хотя, казалось, какое им дело до живых; сам Никт исполняет мечту казнённой века назад молодой ведьмы… Несмотря на всю причудливость своей фантазии Гейман очень традиционный писатель. Он верит в добро, и в то, что оно должно побеждать зло.
Книга взросления «История с кладбищем» продолжает давнюю традицию «книг взросления» – произведений, ведущих героя, и, вместе с ним, читателя из детства во взрослую жизнь. На этом пути героя ждут не только победы. Некоторые вещи не исправить, некоторые потери – навсегда. Но это не повод, чтобы перестать быть человеком, и не повод, чтобы опускать руки. «Делай, что можешь, и будь, что будет».
Смерть В современном мире тема смерти вызывает истерический ужас. У Геймана смерть – часть жизни, настоящее покоится на фундаменте прошлого, наши предки незримо присутствуют рядом с нами, также как и мы когда-нибудь останемся в этом мире в наших потомках, в созданных нами вещах, в следах наших дел. Гейман не боится поднимать эту, одну из самых важных и глубоких философских тем человеческой культуры и делает это мягко и с величайшим тактом.
…и жизнь И вместе с тем книга утверждает величие жизни. Она заканчивается тем, что повзрослевший Оуэн прощается со своими призрачными друзьями и отправляется навстречу жизни. «Летнее небо на востоке уже светлело. Никт начал спускаться по холму, навстречу живым людям, городу и рассвету. В саквояже был паспорт, в кармане — деньги. На губах Никта блуждала улыбка, правда, сдержанная: мир куда больше кладбища на холме. В нем будут опасности и тайны, новые друзья и воспоминания о старых, многие ошибки и долгие дороги. А потом настанет время вернуться на кладбище и прокатиться со Всадницей на широком крупе ее скакуна. Зато между «сейчас» и «потом» — целая Жизнь, в которую Никт вошел с широко распахнутыми глазами и открытым сердцем».