Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» Урок литературы в 10 классе
Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец
Содержание Подготовка к уроку. Эпиграф к уроку. Цель урока. Повторение. Проверка домашнего задания. Композиционный анализ текста. Смысл рассказа. Рефлексия. Домашнее задание.
Подготовка к уроку Домашнее задание для всего класса. Чтение рассказа “Дама с собачкой”, составить план рассказа. Индивидуальные задания. Три ученика готовят выразительное чтение фрагментов I, III глав, сравнение “Каменного гостя” Пушкина с рассказом Чехова (Дон Гуан и Дмитрий Гуров).
Эпиграф “Художник серых людей и серых будней. Строй жизни, сотканный из этих нелепостей, не рвется.” (В.Ключевский) Вы согласны с этим высказыванием о А.Чехове? Почему?
Цель урока “Дама с собачкой” - это рассказ о курортном романе или о настоящей любви? Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, используя композиционный анализ текста.
Повторение Что такое композиция? Назовите композиционные приемы. Что такое повтор? Что такое усиление? Какова роль противопоставления? Какова роль монтажа? Что такое языковая композиция? Что включает в себя композиционный анализ?
Языковая композиция Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В.Виноградов
Проверка домашнего задания Чтение и обсуждение планов рассказа «Дама с собачкой». О чем идет речь в каждой главе? Краткий пересказ сюжета.
План рассказа 1 глава. Встреча Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны в Ялте. 2 глава. Любовь (?) и расставание. 3 глава. Встреча героев в городе С. 4 глава. Любовь и “самое сложное и трудное только еще начинается”.
Композиционный анализ текста Чем интересна композиция рассказа?
Тематические повторы Тематические повторы: в 1 и 3 главах, во 2 и 4 главах повторяются события. Сопоставим эти главы. Что же в них изменяется?
Глава 1 Ученик выразительно читает фрагмент со слов “И вот однажды, под вечер, он обедал в саду…” до слов “ Она засмеялась”. Зачем Гуров знакомится с женщиной? Какой образ жизни ведет герой?
Индивидуальное задание Дон Гуан Пушкина и Дмитрий Гуров Чехова. Сравнительная характеристика.
Глава 3 Ученик выразительно читает фрагмент “Но прошло больше месяца…” Что случилось с героем?
Лингвистический анализ Лингвистический анализ эпизода со слов “Приехал он в С. утром…” Зачем автору три раза нужен эпитет “серый”? Почему у всадника отбита голова? Почему швейцар неправильно выговаривает фамилию Дидерица?
Глава 3 Ученик выразительно читает фрагмент со слов “В первом антракте муж ушел курить…”. Что изменилось к 3 главе? Сделайте вывод.
Вывод “Итак, с Гуровым в городе С. происходит подлинное перерождение… Возникновение подлинной, внутренней близости двух личностей все преображает. В Ялте, как мы помним, пока Анна Сергеевна плакала, Гуров ел арбуз, демонстрируя свое неуязвимое безразличие к страданию другого. В Москве же, в “Славянском базаре”, он в аналогичной ситуации заказывает себе чай. Тематически адекватный жест приобретает прямо противоположный смысл. Чаепитие – действие сугубо домашнее, повседневно-бытовое, покойное. Подлинной близостью две личности создают вокруг себя атмосферу домашней интимности (на героине, например, “его любимое серое платье”). В.Тюпа
Финал рассказа Чтение финала рассказа. Почему “…самое сложное и трудное только еще начинается”? Прочитайте первое и последнее предложения. Сопоставьте их. Какова роль каждого?
Смысл рассказа Почему рассказ называется “Дама с собачкой” (ведь речь идет о любви Гурова)? Это рассказ о курортном романе или о настоящей любви? Мы пришли к идее чеховского рассказа с помощью композиционного анализа. Какие приемы композиции использовал автор и зачем?
Символ Дама с собачкой стала символом того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине.
Настоящая любовь “История, рассказанная в “Даме с собачкой”, - это не просто история тайной любви и супружеской неверности. Главное событие рассказа - перемена, которая под влиянием этой любви происходит. На протяжении всего рассказа господствует точка зрения Гурова, его глазами смотрит читатель, в нем, прежде всего, происходит перемена”. В.Катаев
Композиционные приёмы Повтор и противопоставление
Рефлексия Напишите миниатюру “Серые люди и серые будни” в “Даме с собачкой”.
Домашнее задание 1. Для всего класса. Чтение рассказа “Ионыч”. Составить план, найти композиционные приемы. 2. Индивидуальные задания. В чем смысл названия рассказа “Ионыч”. Анализ первого и последнего предложений в каждой главе. Сравнительная характеристика Гурова и Старцева.