"Моя лирика жива одной большой любовью- любовью к Родине"
А.С. Пушкин– 37 летМ.Ю. Лермонтов – 27 летС. А. Есенин – 30 лет
Проблемный вопрос:Как изменялось раскрытие темы Родины в творчестве С.А. Есенина? С чем это связано?
Пути решения проблемного вопросаСопоставление стихотворений разных лет на уровне исторических событий, образов, своеобразия художественного мира поэта.
Спит ковыль. Равнина дорогая,И свинцовой свежести полынь.Никакая родина другая Не вольёт мне в грудь мою теплынь.Знать у всех у нас такая участь,И, пожалуй, всякого спроси-Радуясь, свирепствуя и мучась,Хорошо живётся на Руси…И теперь, когда вот новым светомИ моей коснулась жизнь судьбы,Всё равно остался я поэтомЗолотой бревенчатой избы
“Стихи я начал слагать рано. Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам”. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. “Омут розовых туманов”, “осеннее золото лип”, “рдяный мак заката”, “Русь — малиновое поле” — всю эту поэтическую, живописную азбуку Сергей Есенин постигал в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы.
Там, где капустные грядкиКрасной водой поливает восход,Клененочек маленький маткеЗеленое вымя сосет.1910.
Край любимый! Сердцу снятьсяСкирды солнца в водах лонных.Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.По меже, на переметке,Резеда и риза кашки.И вызванивают в четкиИвы – кроткие монашки.Курит облаком болото,Гарь в небесном коромысле.С тихой тайной для кого-тоЗатаил я в сердце мыслиВсе встречаю, все приемлю,Рад и счастлив душу вынуть.Я пришел на эту землю,Чтоб скорей ее покинуть.1914.
Основная проблема в творчестве С. Есенина - отношения между человеком, обществом и природойЕсенин создаёт собственную образную концепцию человека.
Система образов в творчестве Есенина Образы земли и небаУ Есенина две сферы – земная и небесная – взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной - обожествляется.
Почему у Есенина встречаются «голубая трава», голубая пыль», «голубой песок», «небесный песок», вода –это «синь, упавшая в реку», «голубая Русь», «проводов голубая солома», «серенький ситец небес», «пожар голубой» Почему месяц, солнце, звёзды, облака, тучи – это разнообразные животные: «рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани», «пасутся звёзды»Почему первый свой сборник стихов Есенин назвал «Радуница»?
Образ избы изба на земле изба на небе Деревенская изба:«изба – старуха челюстью порогаЖуёт пахучий мякиш тишины», «старенький дом», «у порога в дёжке квас»«низкий дом с голубыми ставнями»Божий храм:«золочёная хата», «райский терем», «хаты – в ризах образа», «златная тучка» - небесный престол, где находятся Саваоф, Христос и Божья Матерь
Образ природы Природа – это божественный храм: это «ночных небес иконостас», звёзды – «лампадки небесные»»поля как святцы, рощи в венчиках иконных», деревья – монашки, сумрак – ангел, ветер – схимник, «туман как ряса». Жизнь природы – это торжественная действо природной литургии: « с голубизны незримой кущи струятся звёздные псалмы», «поют быстровины про рай и весну», ели льют запах ладана, « у лесного аналоя воробей псалтырь читает», «чёрная глухарка к всенощной зовёт», слышен «молебен птичьих голосов», « меж берёз кудрявых бус под венком, в кольце иголок… мерещится Исус», «схимник – ветер …целует на рябиновом кусту// Язвы красные незримому Христу»
Есенин «Ключи Марии» «…Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо»
Пространственный образ земли «На земле милее. Полно плавать в небо».В «предвечной мгле», в неведомых пределах Вселенной, среди бесчисленных миров стремительно летит наша «хладная планета» с её земной и водной гладью. В центре земли – изба с крестьянскими постройками, избы, связанные дорогой, образуют деревню. Деревни, сёла, посёлки, слободки, окружённые полями и лесами, - это есенинская «голубая Русь».
Гой ты, Русь, моя родная,Хаты – в ризах образа…Не видать конца и края –Только синь сосет глаза.Как захожий богомолец,Я смотрю твои поля.А у низеньких околицЗвонно чахнут тополя.Пахнет яблоком и медомПо церквям твой кроткий Спас.И гудит за корогодомНа лугах веселый пляс.Побегу по мятой стежкеНа приволь зеленых лех,Мне навстречу, как сережки,Прозвенит девичий смех.Если крикнет рать святая:«Кинь ты Русь, живи в раю!»Я скажу: «Не надо рая,Дайте родину мою».1914
Я последний поэт деревни…Мир таинственный, мир мой древний,Ты, как ветер, затих и присел.Вот сдавили за шею деревнюКаменные руки шоссе.Трубит, трубит погибельный рог!…Неужель он не знает, что живых конейПобедила стальная конница?Моя поэзия здесь больше не нужна,Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен.
Я последний поэт деревни,Скромен в песнях дощатый мост.За прощальной стою обеднейКадящих листвой берез.Догорит золотистым пламенемИз телесного воска свеча,И луны часы деревянныеПрхрипят мой последний час.На тропу голубого поляСкоро выйдет железный гость.Злак овсяный, зарею пролитый,Соберет его черная горсть.Не живые, чужие ладони,Этим песням при вас не жить!Только будут колосья-кониО хозяине старом тужить.Будет ветер сосать их ржанье,Панихидный справляя пляс.Скоро, скоро часы деревянныеПрохрипят мой последний час!1920
Прочитать стихи: «Русь уходящая», «Русь советская», «Я покинул родимый дом», «Я последний поэт деревни», «Неуютная жидкая лунность», «Сорокоуст»Какие проблемы современной ему жизни затрагивает поэт?Как проявляются противоречивые взгляды и чувства поэта в этих стихах?В чём особенность звучания темы родины в прочитанных произведениях Какие образы - символы старой и новой России обращают на себя внимание?
В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта», пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).
Сергей Есенин трагически воспринимает те перемены, которые происходят в российской деревне. Исчезает его «мир таинственный, мир... древний», то, чем жила «полевая Россия». Ощущение утраты рождает трагический разлад в его душе. Для стихов этого периода характерны «темные» (странные и не совсем понятные) образы. Возникает такое чувство, что поэт истязает себя безобразным – «жернова кишок», «яйца злобы», «скелеты домов», «сноп лежит, как желтый труп». «Черная гибель» становится сквозным мотивом, потому что основные образы – «могильные». Этот период можно с полным правом назвать «черным».
«С каждым годом все больше и больше вырисовывается лицо культуры советской России, пролетарской России. И последний символист, Есенин, довольно скоро утратит свою популярность, хотя творчество его останется навсегда свидетельством о психическом складе людей отмершей культуры.» «Он хотел быть вместе с революцией, но не сумел. Он не пошел в ногу с жизнью – и жизнь ушла от него. И он погиб.»«Есенин, как поэт, жил и умер в Москве кабацкой»«Есенин – поэт самоубийства» Из критических отзывов 20-х годов.
Золото холодное луны,Запах олеандра и левкоя.Хорошо бродить среди покояГолубой и ласковой страны.Далеко-далече там Багдад,Где жила и пела Шахразада.Но теперь ей ничего не надо.Отзвенел давно звеневший сад.Призраки далекие замлиПоросли кладбищенской травою.Ты же, путник, мертвым не внемли,Не склоняйся к плитам головою.Оглянись, как хорошо кругом:Губы к розам так и тянет, тянет.Помирись лишь в сердце со врагомИ тебя блаженствои ошафранит.Жить – так жить, любить – так уж влюбляться.В лунном золоте целуйся и гуляй,Если ж хочешь мертвым поклоняться,То живых тем сном не отравляй.Это пела даже Шахразада,-Так вторично скажет листьев медь.Тех, которым ничего не надо,Только можно в мире пожалеть. 1925.
…Месяц умер,Синеет в окошко рассвет.Ах ты ночь!Что ты ночь наковеркала?Я в цилиндре стою.Никого со мной нет.Я один…И разбитое зеркало…«Черный человек» 1925.Снежная равнина, белая луна,Саваном покрыта наша сторона.И березы в белом плачут по лесам.Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? 1925г.
Если стихи поэта вызывают у нас высокие чувства любви к природе, Родине, то они актуальны, нужны нам, современны.