PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / М.Лермонтов и М.Врубель-взаимосвязь в судьбах и творчестве
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: М.Лермонтов и М.Врубель-взаимосвязь в судьбах и творчестве


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: М.Лермонтов и М.Врубель-взаимосвязь в судьбах и творчестве


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”Раздел: Литер
Описание слайда:

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”Раздел: ЛитературоведениеТема: М.Лермонтов и М.Врубель-взаимосвязь в судьбах и творчестве. Выполнил: Потехин Роман учащийся ГОУ СОШ № 1254Научный руководитель Турабаева О.В., учитель русского языка и литературы.

№ слайда 2 Каждый человек, серьезно интересующийся русской культурой и искусством, не может
Описание слайда:

Каждый человек, серьезно интересующийся русской культурой и искусством, не может не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля. «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала...» — в этой строке слышится исповедь юного поэта-романтика. И Врубель с детских лет искал вокруг себя чудесное, необычайное, сказочное; подобно Лермонтову, он родился с романтической душой, но через пятнадцать лет после ранней гибели поэта и совсем в другое для истории России время.

№ слайда 3 В их детстве были схожие черты: и тот и другой рано лишились матерей, от которых
Описание слайда:

В их детстве были схожие черты: и тот и другой рано лишились матерей, от которых наследовали душевную хрупкость и одновременно затаенную пылкость; обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба предпочитали всем другим театрализованные игры. В них рано проснулось и росло ненасытное воображение; они становились настоящими героями вымышленных историй и, отдаваясь со всей пылкой страстью игре, которая для них была совсем не игрой, а скорее детской поэзией, творчеством, увлекали за собой сверстников, покоряли их силой своей фантазии. Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения: Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду, Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку: Так царства дивного всесильный господин — Я долгие часы просиживал один...Внезапная отрешенность и задумчивость, молчаливость и стремление к одиночеству, возникавшие независимо от условий и обстоятельств, когда пылкое воображение вдруг захватывает сознание человека целиком и переносит его в иной мир,- все это было и у поэта, и у художника еще в годы детства как следствие сходной наследственности их романтических натур.Нельзя не обратить внимания на черты сходства и различия в том, как происходило воспитание будущих великих художников: Лермонтов был окружен в доме своей бабушки сверстниками, с которыми учился, играл и которыми верховодил; домашнее воспитание Врубеля шло под наблюдением отца и мачехи - хорошей пианистки. Разумеется, в крупном имении Столыпиных Тарханы Лермонтов был слишком ласкаем бабушкой,а в многодетной семье небогатого офицера, в казенных квартирах в Омске, Астрахани, Саратове, Одессе, куда служба отца перемещала семью, Врубель не мог быть так балован. Еще в детские годы и Лермонтов, и Врубель могли почувствовать широту мира благодаря поездкам и путешествиям: с Урала в Москву и на Кавказ — Лермонтов; из Сибири в приволжские города, в Петербург и Одессу — Врубель. Потом художник много ездил и по своей стране, и за границей, он жил в Германии, Италии, Франции, видел Грецию, путешествовал по Средиземноморью, и хотя мало писал чисто пейзажных картин, но природу он любил и понимал не менее глубоко, чем поэт.

№ слайда 4 И Лермонтов, и Врубель получили основательное образование, но художник имел возм
Описание слайда:

И Лермонтов, и Врубель получили основательное образование, но художник имел возможность учиться больше и разностороннее в гимназии, университете, Академии художеств. И все же, при всех различиях эпох и классовых привилегий, имущественного положения, их обучение, их интересы имели много сходного: домашние учителя, увлечение историей и литературой - античностью, средневековьем, эпосом, одни и те же любимые произведения и авторы: Данте, Шекспир, Гёте, Байрон и Вальтер Скотт. Пушкин был кумиром обоих, но у Врубеля были еще Лермонтов, Тургенев, Толстой и Достоевский. Оба с детства с увлечением рисовали и писали красками, однако это увлечение не исключало других – их огромные дарования вовсе не проявлялись в любви к чему-либо одному — литературе или живописи, они живо вникали в науки. Лермонтов одно время был увлечен математикой, Врубель — геологией, оба добросовестно учили латынь, чтобы читать античных писателей в оригиналах, французский, немецкий, а Врубель еще изучал самостоятельно английский и итальянский языки

№ слайда 5 М.Врубель Девочка на фоне персидского ковра. 1886 год
Описание слайда:

М.Врубель Девочка на фоне персидского ковра. 1886 год

№ слайда 6 М.Врубель Сирень 1900 год
Описание слайда:

М.Врубель Сирень 1900 год

№ слайда 7 Пейзаж с двумя березами. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828—1832 г.
Описание слайда:

Пейзаж с двумя березами. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828—1832 г.

№ слайда 8 Лопухина В.А. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835—1838 г
Описание слайда:

Лопухина В.А. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835—1838 г

№ слайда 9 Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835 г.
Описание слайда:

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835 г.

№ слайда 10 Подобно Лермонтову, Врубель рано почувствовал свою избранность, призвание к вели
Описание слайда:

Подобно Лермонтову, Врубель рано почувствовал свою избранность, призвание к великой творческой деятельности. Хотя Муза живописи явилась ему не в детстве, как Лермонтову, которому поэзия была как бы крестной матерью, Врубеля с юности не покидало чувство того, что он призван совершить или сказать нечто новое, необыкновенное, прекрасное, и он готовил себя к этой миссии. Подобно Лермонтову, он мечтал о славе и признании, в нем зрело честолюбие будущего художника: Известность, слава, что они? – А есть у них над мною власть; и мне они Велят себе на жертву все принесть... Но верю им! — неведомый пророк Мне обещал бессмертье, и, живой, Я смерти отдал все, что дар земной.

№ слайда 11 В 1890 и 1891 годах Врубель с увлечением работал над иллюстрациями к произведени
Описание слайда:

В 1890 и 1891 годах Врубель с увлечением работал над иллюстрациями к произведениям М.Ю. Лермонтова. Творчество великого русского поэта было близко романтической душе Врубеля. Созданные Врубелем рисунки, обладающие высокой самодовлеющей ценностью, являются, по существу, единственными подлинными иллюстрациями к произведениям Лермонтова, достойным пластическим воплощением его поэтических образов.По глубине раскрытия внутренней жизни человека, по значительности содержания и по строгости и выразительности формы эти небольшие иллюстрации нужно отнести к наиболее совершенным произведениям Врубеля.Среди них хочется особо отметить рисунки: к поэме “Демон”- “Скачущий всадник” (“Несется конь быстрее лани…”) и “Тамара в гробу” (“… И были все ее черты исполнены той красоты, как мрамор, чуждой выраженья…” и к роману “Герой нашего времени”- “Дуэль Печорина с Грушницким” (“Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва…”)

№ слайда 12 "Несется конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани, То вдруг осадит на с
Описание слайда:

"Несется конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани, То вдруг осадит на скаку, Прислушается к ветерку Широко ноздри раздувая, То, разом землю ударяя, Шипами звонкими копыт, Взмахнув растрепанною гривой, Вперед без памяти летит..."

№ слайда 13 "Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Белей и чище покрывала Был томн
Описание слайда:

"Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Белей и чище покрывала Был томный цвет ее чела. Навек опущены ресницы... Но кто б, о небо, не сказал, Что взор под ними лишь дремал, И, чудный, только ожидал Иль поцелуя, иль деницы..."

№ слайда 14 На иллюстрации к роману М. Лермонтова «Герой нашего времени», созданной Врубелем
Описание слайда:

На иллюстрации к роману М. Лермонтова «Герой нашего времени», созданной Врубелем, изображена сцена дуэли Печорина и Грушницкого. На переднем плане, ближе всего к зрителю, на земле лежит сброшенная дуэлянтами одежда. В центре полотна сами герои работы в военных мундирах и секундант. Сразу за фигурами людей обрыв, за которым Врубель поместил огромную гору. Грушницкий смотрит вниз с обрыва, он стоит к нам спиной. Печорин нарисован в профиль, на его лице можно увидеть тень фатализма и неизбежности грядущей трагедии. Основные тона иллюстрации - черный и темно-серый, наиболее полно отражающие трагизм сцены дуэли. Еще в гимназические и университетские годы, в Петербурге и Киеве, Врубель ощущал в себе определенную духовную близость с «Героем нашего времени», что сказалось в стиле писем, в его романических историях, в разбрасывании денег в те редкие моменты, когда они попадали в его руки. Особенно интересны в этом отношении его письма сестре из Одессы, в которых юноша рассуждает о поэзии светской жизни, о театре и литературе, о связи морального и эстетического в человеке, об окружающих его пустейших разговорах в тесном кружке знакомых.

№ слайда 15 Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона - падше
Описание слайда:

Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной. Гениальная поэма Лермонтова "Демон" и поразительные врубелевские рисунки к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров.После окончания работ над иллюстрациями к произведениям Лермонтова Врубель почти десять лет не возвращался к теме демона. Не возвращался, чтобы потом вновь взяться за нее - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему - Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Последнюю из них он продолжал "улучшать" даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику.Известно, что Лермонтов был постоянно неудовлетворен своей поэмой о Демоне, постоянно переписывал ее заново, так что в настоящее время известно целых девять различных редакций "Демона". Проживи Лермонтов еще, нет сомнений, что "Демон" продолжал бы меняться, так что, в итоге, он возможно стал бы совершенно другим по сравнению с тем, каким мы знаем его сейчас. Некоторые склонны считать это увлечение демоном лишь игрой воображения или данью моде. Немногие понимают, что образ демона есть реальный, несомый с незапамятных времен опыт души, для которой это являлось живым переживанием, а не фантазией.Постоянно пробивавшиеся сквозь житейское сознание воспоминания о прошлых существованиях и встречах с Демоном, заставляли и Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения...Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. Он знал многие стихотворения наизусть и в зрелые годы декламировал и читал избранные им произведения друзьям и близким. В гимназии и позже Врубель читал много других авторов — античную поэзию, любил Шекспира, Гёте, Гоголя, обожал Пушкина, Тургенева, восхищался Чеховым, Ибсеном, но Лермонтов имел на него — на человека и художника — особое влияние. Главное духовное родство Врубеля с Лермонтовым в стремлении обоих к возвышенному, величаво-прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого в окружавшей их жизни, и потому их творчество стало трагическим по своему существу.

№ слайда 16 Иллюстрации М.Врубеля к поэме М.Лермонтова «Демон»
Описание слайда:

Иллюстрации М.Врубеля к поэме М.Лермонтова «Демон»

№ слайда 17 "Печальный Демон, дух изгнанья,Летал над грешною землей,И лучших дней воспоминан
Описание слайда:

"Печальный Демон, дух изгнанья,Летал над грешною землей,И лучших дней воспоминаньяПред ним теснилися толпойТех дней, когда в жилище светаБлистал он, чистый херувим,Когда бегущая кометаУлыбкой ласковой приветаЛюбила обменяться с ним..."

№ слайда 18 "И над вершинами КавказаИзгнанник рая пролетал,Вдали Казбек, как грань алмаза,Сн
Описание слайда:

"И над вершинами КавказаИзгнанник рая пролетал,Вдали Казбек, как грань алмаза,Снегами вечными сиялИ, глубоко внизу чернея,Как трещина, жилище змея,Вился излучистый Дарьял..."

№ слайда 19 "В последний разОна плясала,Увы, заутро ожидала,Ее, наследницу Гудала,Свободы ре
Описание слайда:

"В последний разОна плясала,Увы, заутро ожидала,Ее, наследницу Гудала,Свободы резвую дитя,Судьба печальная рабыни,Отчизна, чуждая понынеИ незнакомая семья..."

№ слайда 20 "Я опущусь на дно морское,Я полечу за облака,Я дам тебе всё-всё земное,Люби меня
Описание слайда:

"Я опущусь на дно морское,Я полечу за облака,Я дам тебе всё-всё земное,Люби меня!" - И он слегкаКоснулся жаркими устамиК её трепечущим губам...Соблазна полными речамиОн отвечал ее мольбам.Могучий взор смотрел ей в очи,Он жёг ее во мраке ночи..."

№ слайда 21 "В пространстве синего эфира,Один из ангелов святых,Летел на крыльях золотых,И д
Описание слайда:

"В пространстве синего эфира,Один из ангелов святых,Летел на крыльях золотых,И душу грешную от мираОн нес в объятиях своих.И сладкой речью упованьяЕе сомненья разгонял,И след проступка и страданьяС нее слезами он смывал.Издалека уж звуки раяК ним доносилися - как вдругСвободный путь пересекая,Взвился из бездны адский дух."

№ слайда 22 Используемая литература:М.Врубель – Русские художники. “Изобразительное искусств
Описание слайда:

Используемая литература:М.Врубель – Русские художники. “Изобразительное искусство” Москва 1975 год.РГПУ им.А.Герцена филологический фак-т “О духовном родстве и глубокой взаимосвязи в судьбах и творчестве М.Врубеля и М.Лермонтова”

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru