Лермонтов – поэт совсем другой эпохи Белинский В.Г. Лермонтовский период – времяглубоких разочарований,вызванных разгромомдекабристовМихаил Юрьевич Лермонтов1814 - 1841
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»«Печально я гляжу на наше поколенье…»
Цели урока: Знакомство с романом и его художественными особенностямиРассмотреть способы создания характера герояРазвивать навыки анализа литературного произведения через особенности сюжета и композиции
Вопросы для обсуждения: Каков портрет «героя нашего времени»?В чем особенности композиции романа и как она помогает всесторонне раскрыть образ героя?Почему в основе сюжета каждой повести лежат необычные события?С какой целью Лермонтов дает трех рассказчиков?«Кто такой Печорин», в чем суть конфликта романа?
Роман «Герой нашего времени» - психологический портрет героя Роман – исследование внутреннегомира герояПечоринглазамиМаксимаМаксимычаПечоринглазамимолодогоофицера,автораПечоринСамО себеФ а б у л а
Своеобразие сюжета романа
Система образов: Печорин«Я сделался нравственным калекой… Моя душа испорчена светом…»
Эволюция героя
Система двойников в романе: ГрушницкийпозершутПечоринТрагическаяфигураВернерциник
Составление таблицы по статье Белинского В.Г.
Белинский о романе «В нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или лучше сказать, осуждает их… Причины этого раздвоения, этой ссоры с самим собой, очень глубоки, и в них заключается противоречие между глубокостию натуры и жалкостью действий одного и того же человека…»«Душа Печорина не каменистая почва»«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение; но все это окупается его богатой натурою…»«Герой нашего времени» - это грустная думу о нашем времени»
ВЫВОДЫ: «Герой нашего времени» - социальный, философский, психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов 19 века.Личность Печорина сложна и противоречива.Мастерство Лермонтова в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализе, сюжетно – композиционных особенностях романа.