М. Шолохов "Судьба человека"Волкова Лариса ВалентиновнаМОУ СОШ № 8 г.Сергиев Посад
Цель: воспитание патриотизмаи чувства гордости за свой народ,победивший фашизмЗадачи:1. познакомить с особенностями композиции рассказа2. раскрыть смысл названия рассказа3. проследить судьбу человека, искалеченного войной
Михаил Александрович Шолохов Судьба человека
Годы жизни М. А. Шолохова(1905 – 1984)Один уходит без следа, Других родня в округе чтит, А Он, как чистая водаДля всех над Родиной горит.И поколение не одноПод той звездой опять, опять, Склонясь над книгами Его, Учиться будет и страдать. (Т. Смертина)
М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века. Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено было звание Героя Социалистического Труда.
Рассказ «Судьба человека» впервые был опубликован в газете «Правда» 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. «Как степной цветок, живым пятном» встаёт среди произведений М.А.Шолохова рассказ «Судьба человека»
Композиция рассказа Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. Центральная часть рассказа – повествование от имени главного героя: жизнь до войны, война и первые послевоенные годы.
Смысл названия рассказа Судьба главного героя – это судьба солдата, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.
Словарная работа: Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;2. Доля, участь; 3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь;4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).
Жанр произведения «Судьба человека» - рассказ-эпопея.В нем отражен критический момент в жизни страны, судьбе народа.
Жанр произведения «Судьба человека» - рассказ-эпопея.В нем отражен критический момент в жизни страны, судьбе народа.
Впечатление от прочтения рассказа Чем привлек ваше внимание этот рассказ? Какие поступки главного героя вы могли бы приравнять к подвигу?
Анализ содержания рассказа О чем это произведение? В каких строчках выражена основная мысль? Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?
Проводы на войну Прижалась ко мне, как лист к ветке…Опять обнял её, вижу, что она не в себе… Зачем я её тогда оттолкнул… Сердце будто тупым ножом режут…
В церквиДо того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелосьруки помыть,Будто я не человека,а какого-то гада ползучегодушил…
У коменданта лагеряЗахотелось мне им, проклятым, показать,что у меня есть своё,человеческое достоинство и гордость и что в скотину они меняне превратили, как ни старались.
У коменданта лагеря Захотелось мне им, проклятым, показать,что у меня есть своё,человеческое достоинство и гордость и что в скотину они меняне превратили, как ни старались.
Ванюшка Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабине глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!»
Значение рассказа «Судьба человека» Шолохов в рассказе раскрываетвесь ужас войны, самые трагические её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома,гибель сына в День Победы.Выбор у честного человека может быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы.
« Русский человек, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.» М.Шолохов
“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.М.Шолохов
викторина по рассказу М. Шолохова"Судьба человека"В каждом вопросе викторины 3 варианта ответа. Выбери ПРАВИЛЬНЫЙ!!!
Викторинапо произведению М.А.Шолохова «Судьба человека»1. Жанр произведения: а) быль; б) рассказ; в) повесть.2. Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует: а) о судьбе Андрея Соколова;б) о судьбе одного из многих русских солдат; в) о судьбе всего человечества в целом.
Правильный ответ:1. Жанр произведения: а) быль; б) рассказ; в) повесть.2. Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует: а) о судьбе Андрея Соколова;б) о судьбе одного из многих русских солдат; в) о судьбе всего человечества в целом.
Правильный ответ:1. Жанр произведения: а) быль; б) рассказ; в) повесть.2. Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует: а) о судьбе Андрея Соколова;б) о судьбе одного из многих русских солдат; в) о судьбе всего человечества в целом.
3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б) кольцевая; в) последовательная.4. Андрей Соколов, попав в плен:а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;б) старался выполнять всю работу без нареканий;в) всегда думал о побеге.
Правильный ответ: 3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б) кольцевая; в) последовательная. 4. Андрей Соколов, попав в плен:а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;б) старался выполнять всю работу без нареканий;в) всегда думал о побеге.
Правильный ответ: 3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б) кольцевая; в) последовательная. 4. Андрей Соколов, попав в плен:а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;б) старался выполнять всю работу без нареканий;в) всегда думал о побеге.
5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден;б) хотел поделиться с пленными; в) показал врагам достоинство и гордость солдата.6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:а) хотел помочь мальчику;б) думал, что забудет собственное горе;в) был потрясён трагической судьбой мальчика.
Правильный ответ:5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден;б) хотел поделиться с пленными; в) показал врагам достоинство и гордость солдата.6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:а) хотел помочь мальчику;б) думал, что забудет собственное горе;в) был потрясён трагической судьбой мальчика.
Правильный ответ:5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден;б) хотел поделиться с пленными; в) показал врагам достоинство и гордость солдата.6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:а) хотел помочь мальчику;б) думал, что забудет собственное горе;в) был потрясён трагической судьбой мальчика.
Учим по - новому «Учителя должны знать компьютер и современные программы. Это элемент общей культуры и один из ключевых факторов при аттестации учителей» Президент России Д. Медведевурок в 9 б классе 20 апреля 2011 года
Информационные ресурсы www. yandex. ruwww. uchportal. ru2. К/ф С. Бондарчука «Судьба человека» М., «Мосфильм» 1959. 3. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество М.А. Шолохова.- М.: Просвещение, 1989г.4. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя: Практическое пособие/ (Е.В. Бурдюкова и др. под ред. Я.С. Быховского). – М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.5. Подготовка работников системы образования к работе с новыми программными продуктами и современным оборудованием: Учебно-методическое пособие. М., Изд. МГОУ 2008. 6. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека».- М., Просвещение, 1984г.